Антропогенез — процесс формирования человека. Социогенез — процесс становления общества.
Антропосоциогенез — единый процесс становления общества и формирования человека в условиях взаимосвязи и взаимодействия в системе общественных отношений.
Гуманизм — система воззрений, признающих самоценность че- ловека.
Духовный мир человека — сотворенный человеком идеальный мир должного (желаемого), сосуществующий параллельно с дей- ствительным миром объективной реальности.
Индивид — отдельно взятый человек в своей неповторимос- ти, — синоним индивидуальности.
Космос — философская характеристика мира как структурно организованного и упорядоченного целого.
Культура — (от лат. cultura — возделывание, обработка, вос- питание) — специфический способ организации и развития чело- веческой жизнедеятельности, представленный в процессе и резуль- татах труда, в системе общественных норм и учреждений, в мате-
риальных и духовных ценностях; в совокупности отношений лю- дей к природе, между собой и к самим себе.
Личность — человек с устойчивой системой социально значи- мых черт конкретного социального образования, характерный тип представителя данного общества.
Микрокосмос и макрокосмос — малый и большой мир. Иными словами, человек и Вселенная.
Ойкумена — заселенное пространство; единство, взаимосвязь и взаимодействие природных условий и человеческого фактора.
Отчуждение — состояние деперсонификации человека и персо- нификации общественных отношений, превращение их во враж- дебную силу, господствующую над человеком.
Парадигма — совокупность принципов (канон), обеспечиваю- щих успешное решение проблемных ситуаций текущего момента. Права человека — признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах, выдвигать требования к другим лицам или социальным учрежде-
ниям, а также добиваться защиты своих интересов.
Свобода — состояние человека, способность его действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Футурология — совокупность представлений о будущем чело- века и человечества.
Назначение XVI главы состоит в том, чтобы заставить сту- дента вспомнить историко-философскую часть учебного курса и реконструировать феномен человека в историко-философской тра- диции, что позволит затем раскрыть и сущность человека.
Сделанные выводы двух первых параграфов являются предпо- сылкой перехода от понятия человека к образу личности.
Рассмотрение деятельности в качестве способа бытия челове- ка обеспечивает возможность понять и оценить меру ответствен- ности человека, его социальную ориентированность и самоцен- ность.
Логическим завершением заявленной темы является духовное из- мерение человека, его духовный мир.