Деятельность как способ бытия человека

Понятие «деятельности» является одной из стержневых катего- рий социальной философии. Оно сродни понятиям «движение»,

«активность», «поведение». Если движение является абсолютной характеристикой бытия мира, а активность — условием проявле- ния и осуществления жизни, то поведение животных и деятель- ность людей является способом их бытия. Таким образом, деятель- ность — это способ бытия людей, форма осуществления их жиз- ни; средство удовлетворения потребностей и интересов людей; инструмент освоения мира.

Если способом бытия общества выступает суммарная деятель- ность людей, то способом бытия конкретной личности выступает конкретная деятельность, в рамках определенного культурного пространства и в интервале определенного времени. По содержа- нию деятельности и характеру ее осуществления можно судить о мере ответственности человека, его социальной ориентированно- сти. Другими словами, в деятельности и через деятельность чело- век заявляет о своей самоценности, самовыражается и самоутвер- ждается.

Необходимыми атрибутами деятельности являются:

* объект деятельности;

* цель деятельности;

* способ (метод, форма) деятельности;

* средства деятельности;

* результаты деятельности.

Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены и нахо- дят свое выражение в поступке. Поступок — опредмеченная фор-


ма социальной активности субъекта, предполагающая меру ответ- ственности, заложенной в самом человеке, в его мировоззренчес- ких ориентирах.Последнее принципиально отличает поступок человека от поведения животного или действия машины.

Аксиологическая (ценностная) интерпретация поступка — это единственное, что не подлежит моделированию. По всем осталь- ным параметрам деятельности, включая мыслительные операции, робот с компьютерным устройством может успешно заменить че- ловека, демонстрируя качество, надежность, оптимальность.

Поступок человека в его аксиологической интерпретации орга- нически связан с нравственностью и мерой человеческого в чело- веке. Последнее обусловлено не только социальным, но и природ- ным, родовым, духовным и космическим началами. При всей уст- ремленности в будущее, человек несет в себе потенциал всех прошлых поколений. Эта возможность уникальная, неповторимая и не подлежит техническому моделированию.

Таким образом, аксиологическая интерпретация поступка сни- мает надуманную проблему о том, что человек рано или поздно уступит свое место машине и станет ее заложником. Даже самая умная машина лишена способности творчества по канонам Доб- ра, Разума и Красоты.

Поступок, как единица деятельности, имеет свою обусловлен- ность. Как правило, в качестве детерминации поступка выступа- ют прямые или косвенные потребности и интересы субъекта дея- тельности.

Единство потребности и интереса инициирует социальную ак- тивность на уровне индивида, группы или общества. Социальная активность реализуется через механизм деятельности.

Механизм деятельности, будучи ориентированным на конкрет- ный результат, предполагает осуществление целого ряда взаимо- связанных операций. Первый шаг подготовительного этапа свя- зан с решением проблемы познания. Субъект деятельности заин- тересован в получении исчерпывающего знания относительно объекта своей последующей деятельности, ибо от этого знания зависит степень осознания субъектом своих возможностей и спо- собностей.

Второй шаг состоит в обосновании смысла деятельности, опи- раясь на шкалу ценностей субъекта о мире и о себе. Третий шаг заключается в том. что смысл деятельности, подпитанный сово-


купным знанием системы «субъект–объект», обеспечивает форми- рование идеального образа деятельности.

Идеал деятельности является предпосылкой проекта деятель- ности. Проект деятельности прямо и непосредственно связан с творчеством. Творчество предполагает создание нового, не име- ющего аналогов. Новизна как основной признак свидетельствует о том, что настоящее творчество связано с ломкой стереотипов, сложившихся норм, традиций, представлений.

Искусство и смелость творца в отличии от дестроера (разру- шителя) состоит не столько в ломке сложившихся представлений, сколько в предвидении социальной значимости нового, принятии всей меры ответственности за свое творчество, которое имеет свои этапы:

* осмысление нестандартной, проблемной ситуации;

* предварительный поиск ее решения и выбор из множества вер- сий гипотезы;

* проверка гипотезы и ее отбрасывание или подтверждение, ис- пользуя при необходимости эмпирические и теоретические мето- ды познания, а также опираясь на практику;

* материализация решения в форме, доступной для понимания

(текст, чертеж, макет, график, сигнальный экземпляр).

Помимо заявленных этапов, творчество предполагает вдохно- вение, как определенный психологический настрой; способность к ассоциациям; веру в свои силы и надежду на искомый результат; интуицию, как озарение; определенный тип культуры с ориента- цией на поиск нового; способность удивляться и сомневаться.

Без этих компонентов или даже без одного из них вместо твор- чества можно получить его суррогат.

Проект деятельности является непосредственным основанием для конкретизации цели деятельности, способа (метода) деятель- ности и выбора средств ее осуществления.

На основе принятой цели, способа деятельности и средств ее обеспечения формулируются конкретные задачи и определяются сроки их выполнения. Задачи и установленное время являются отправной точкой для осуществления акта действия и получения искомого результата. Рассмотренный механизм деятельности ха- рактеризует не всякую, а только творческую деятельность. В гра- ницах репродуктивной деятельности с ориентиром неукоснитель-


ного соблюдения принятых стандартов, пропедевтика деятельно- сти ограничивается соотнесением знания в системе «субъект — объект» (я знаю что и как должен делать; я знаю свои возможнос- ти и способности делать это).

Помимо основного деления на творческую и репродуктивную деятельность (получение известного результата известными сред- ствами) существуют и другие классификации деятельности. В ка- честве основания деления принимаются или реальность бытия объекта, или реальность бытия субъекта.

В первом случае возможно деление деятельности на материаль- ную и духовную (деятельность как познание и преобразование; деятельность как познание и общение; деятельность как познание и освоение). Во втором случае возможно деление деятельности с учетом наличных форм общественного и индивидуального созна- ния (политическая деятельность, правовая, научная, эстетическая, нравственная, философская, религиозная).

Рассмотрение проблемы деятельности позволяет сделать вывод о том, что деятельность человека, выступая необходимым услови- ем обеспечения его жизни, является гарантом смысла человечес- кого бытия; способом его существования и осуществления.