Закат и угасание философии античности

Концепция космоцентризма с ее установкой на образ жизни

«здесь и только сейчас» исчерпала себя. Время «детства», которое должно обрести определенные навыки и утвердить их через мно- гократное повторение, реализовало свою цель и обозначило ко- нец своей истории в форме переходного периода к «юности» евро- пейской части человечества. Переходный период включает этапы разрушения, аккумуляции и созидания. Каждый имеет свои про- блемы.

Античное общество переживало кризис. Философию характе- ризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие законо- мерностей, а скепсис, эклектика и мистика. Если Платоновская ака- демия и Аристотелевский ликей пошли по пути угасания, и вы- рождения, то приятным исключением была школа Эпикура (342–271 гг. до н. э.).

Согласно Эпикуру, цель философии состоит в том, чтобы по- мочь человеку обрести счастье. Поэтому «пусть никто не откла- дывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости». Чтобы обрести счастье, человек должен познать законы Приро- ды. Подлинное наслаждение может дать знание, ибо только оно обеспечивает свободу.

Философия Эпикура включает учение о природе (физика), о нравственности (этика), о познании (каноника). Отвечая на воп- росы что есть мир и как его можно познать, мыслитель ориенти- рует человека на нравственное отношение к миру.

Философия учит благоразумию, а благоразумие является осно- ванием всех добродетелей и счастья. Думающий о счастье не ук- лоняется ни от жизни, ни от смерти. Жизнь ему не мешает, а смерть не представляется злом. Помня о мере, человек стремится к удо- вольствию и избегает того, что производит в душе смятение.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Демокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие ато- мистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который проявляется в обществе как фатальная неизбежность. Допуская случайность, Эпикур как бы открывает первую страни- цу в прочтении проблемы свободы и необходимости применитель- но к развитию общества.

В учении о душе Эпикур материалист. Для него летальность тела одновременно обозначает и летальность души. Посему страх перед смертью необоснован. «Пока мы живы — смерти нет, когда она придет — нас уже нет».

В области религии Эпикур — атеист. По его мнению, природа не нуждается в сверхъестественных силах. Она имеет свое основа- ние в себе и все в ней совершается в силу естественной закономер- ности. Источник религии — страх смерти и незнание законов при- роды.

В сфере познания Эпикур — один из основателей сенсуализма. Он полагает, что в основе познания лежат наши ощущения, как предпосылки понятий (сгустков нашего чувственного опыта).

В этике Эпикур ориентирован на достижение высшего блага. Последнее обеспечивает спокойствие души (атараксию) и счастье (эвдемонию). Источником страданий является отсутствие знания. Снятие неопределенности обеспечивает спокойствие и счастье.

В области социальных отношений Эпикур предвосхищает тео- рию общественного договора, полагая что справедливость между людьми должна носить договорный характер.

Достоинства философии Эпикура не подлежат сомнению и тем не менее, эта философия лишена перспективы. Она без остатка

«растворяется» в концепции космоцентризма, культивируя при- родную сущность человека, разделявшего принцип «здесь и толь- ко сейчас» и, опираясь исключительно на рациональное освоение мира. И в этом смысле, философия Эпикура уступает философии Платона, Аристотеля, где уже намечается поиск выхода за рамки парадигмы космоцентризма.

В конце IV века до н. э. оформляется стоицизм. Основатель это- го направления Зенон из Кития (336–264 гг. до н. э.). В трактате «О человеческой природе» он формулирует основной тезис стоициз- ма «жить согласно с природой и это то же самое, что жить согласно с добродетелью»,ориентируясь не на приятную, а на праведную жизнь.

Философия стоицизма носит системный характер. Она вклю- чает логику, этику и физику. Логика — это органон, инструмент познания; этика — философия человека, а физика — философия природы.

В онтологии стоики допускают дуализм материального и ду- ховного. В гносеологии стоики ориентируются на чувственное познание. Общее познается через единичное и закрепляется в ка- тегориях количества и качества, отношения и сущности.

Отправной точкой отсчета этики является положение о том, что основанием блага выступает добродетель. Основные качества доб- родетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Человек не может активно влиять на окружающий его мир, но он может над ним возвыситься, культивируя покой (атараксию) и тер- пение (анатею). Настоящий стоик отличается терпимостью и сдер- жанностью. Его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

Наряду со стоицизмом оформляется скептицизм. Основатели этой школы Пиррон из Элиды (350–270 г. до н. э.),а также Тимон (320–230 г. до н. э.).исходная позиция скептицизма заключается в отрицании истинности любого познания.

Причину того или иного явления объяснить нельзя, ибо все доказательства лишены основания. Об окружающем мире мы ни- чего не знаем, посему должны воздерживаться от каких-либо суж- дений по этому поводу, и только тогда мы сможем обрести устой- чивый и невозмутимый покой. Скептицизм не сомневается в су- ществовании мира, но сомневается в том, что говорится об этом мире.

Римские завоевательские походы, устремленные во все сторо- ны мира, создали особый менталитет, ориентированный на асси- миляцию чужого опыта. Этим объясняется своеобразный перенос на «римскую почву» идей эпикуреизма, стоицизма и скептицизма. Эпикуреизм получил свое продолжение в философии Тита Лукреция Кара (99–55 г. до н. э.).Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной си- лой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обес- печить каноны формирования невозмутимого и безмятежного су- ществования. Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни8 . Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посе- му, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с при- родой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.

Ключевой ценностью о философии стоиков является внутрен- ний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении ду- шевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершен- ствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью».

Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходи- ло, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчинен- ности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Линия греческого скептицизма наиболее ярко проявилась в учении Секста Эмпирика, о чем свидетельствует одна из основных его работ — «Основы пирронизма»9 . Скептицизм отрицает возмож- ность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнитель- но, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоя- тельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106–45 г. до н. э.)отождествляет всю философию с этикой, как наукой о рег- ламенте общественных отношений. Поскольку каждая из извест- ных философских школ дает свои рекомендации воспитания доб- родетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.

По мере углубления кризиса античного общества, место фило- софии, как рациональной формы освоения мира занимает ирраци- онализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существова- ние души и природы. В своей эманации Единое напоминает ис- точник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий.

Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.

Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и доб- ровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мни- мой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, по- знание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).

Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное не- деяние и активность античного философствования, заострили вни- мание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

 

 


 

Глава IV