Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека

В своем развитии человечество прошло долгий путь, отстаивая идеалы и утверждая право рассматривать жизнь в том числе и жизнь человека, как высшую ценность. Но право, не признающее обязанностей, превращается в абстракцию, в оторванность от ре- ального бытия человека. Поэтому защита гуманистических идеа- лов сопряжена с повышением ответственности человека за свою деятельность на путях преодоления разобщенности людей, в по- нимании того, что никто не может жить спокойно на Земле, если где-то кому-то плохо. Человека на этом пути оправдывает не ус- пех, а сознание, что он сделал все, что мог сделать, в той или иной проблемной ситуации, проявляя свою меру человечности.

На дороге эволюции от человека, как двуного животного до существа с претензией нести ответственность за себя и за весь мир, изменялось понятие человеческого в человеке. Каждая эпоха вноси-


ла что-то свое с тем, чтобы на рубеже XXI в., рассматривая челове- ческое в человеке, можно было бы отметить его составляющие:

* стыд и совесть, сострадание как солидарность, но не жалость;

* удивление и благоговение перед красотой мира;

* принятие жизни как высшей ценности;

* ответственность за себя и за свою деятельность.

Этот ряд остается открытым для будущих поколений. По неко- торым составляющим продолжается полемика, но ясно одно: че- ловек, лишенный человеческого, может быть кем угодно, но он не может быть человеком, не может быть «челом века».

Человек, совершающий злодеяние, ответственен за свои поступ- ки даже тогда, когда он выполняет приказ, и даже тогда, когда невыполнение приказа грозит ему смертью. Ответственность не- сет отдающий приказ и его исполнитель. Можно говорить о раз- ной мере ответственности, но неправомерно поднимать даже сам вопрос об уходе от ответственности.

Любой поступок есть единица деятельности человека, а его де- ятельность — есть способ существования и осуществления своего бытия. И каждый шаг бытия человека сопряжен с мерой его от- ветственности. Чувство ответственности в жизни человека высту- пает своеобразным «фонарем Диогена», когда при его свете жизнь общества и жизнь отдельного человека предстает в крупном пла- не, являет свои «-измы»: отчужденность и враждебность, нетерпе- ние и нетерпимость, равнодушие и предательство; когда человек расстается с иллюзией, что он может уйти из общества, отгоро- диться от других людей. Одиночество не спасает. Только через понимание и принятие других, только через возрастание чувства ответственности, человек может разорвать трагическую безысход- ность своего одиночества, преодолеть культ равнодушия.

Мера ответственности за себя, за свои поступки породила и социальную ориентированность человека в направлении «от го- ризонта одного к горизонту всех». И хотя эта ориентированность осложняется в мире отчуждения и дисгармонии, тем не менее су- ществует надежда обрести гармонию в системе «природа — об- щество — человек», приблизить мир к успешному решению пла- тоновской проблемы единства индивидуальной добродетели и общественной справедливости. Только через другого, через обще- ство человек может найти и самовыразить себя. Бегство от дру-


гих, от проблем общественного бытия — не выход, ибо в социаль- ном измерении человек является личностью. А убежать от самого себя еще никому не удавалось.

Историческая разобщенность стран и народов, расовые пред- рассудки, национальная рознь и другие обесчеловечивающие фак- торы в известной мере усложняют дорогу к диалогу через терпе- ние и терпимость, но сложившийся диалог значительно повыша- ет ценность общечеловеческих связей, где мир формальной рациональности уступает место миру свободного выбора в дилем- ме: иметь или быть.

Взаимосвязь ответственности человека и его социальная ори- ентированность предполагают утверждение самоценности чело- века. XVIII в. в лице И. Канта подарил человечеству три аксиомы категорического императива:

* поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех;

* в своих поступках исходи из того, что всякий другой человек является высшей ценностью, его нельзя рассматривать как сред- ство;

* все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Эти аксиомы в своем триединстве заложили основание само-

ценности человека, реализовав преемственность вклада всех эпох и поколений, включая аксиому Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

XXI в. продолжает демонстрировать, что нет более высокой ценности, чем жизнь человека. Любые попытки переоценки обо- рачиваются деградацией человечества, ставят под сомнение его перспективу. Начиная с Нового времени капиталистический спо- соб производства утвердил не только формальную рациональ- ность, но и заложил основания общества отчуждения вследствие фетишизации товара, денег и капитала. Изменился капитализм, но и на рубеже XXI в. не изменилась его сущность, о чем свиде- тельствует феномен отчужденного общества, где глобальные про- блемы ставят под сомнение перспективу человечества. Люди в этом обществе чувствуют себя неуютно, пытаются уйти в одиночество. Но этот шаг противоестественен, ибо одиночество лишает чело- веческую жизнь смысла, ставит под сомнение его самоценность. Только подлинное принятие и утверждение принципа самоценно-


сти человека порождает в нем чувство сродности. Таким образом, историческая активность человека зависит от меры его ответствен- ности, социальной ориентированности и самоценности.