Человек и его духовное измерение

Знакомство с проблемой человека в историко-философской традиции, а также рассмотрение сущности человека позволяет принять вывод о том, что человек существо многоаспектное. Бу- дучи производным пяти начал: космического, родового, природ- ного, духовного и социального, человек может выступать в раз- личных ипостасях. О человеке как о личности мы говорим в том случае, если его качества по отношению к другим направлены во вне и он заявляет о своей экстравертности. В случае если речь идет о внутренних переживаниях, когда человек реализует свою интро- вертность, мы говорим о его духовном мире, где человек заявляет о своей неповторимой индивидуальности.

Эти две ипостаси проявления человеческого «Я» взаимосвяза- ны, как и все остальное. И только абстрагируясь от всех других проявлений человеческого «Я», можно вести речь о духовном мире человека, рассматривать его в качестве объекта философского анализа.

В философии марксизма понятие «дух» употреблялось как си- ноним сознания, как образ идеального от материального мира, вложенного в голову человека с последующим преобразованием до уровня субъективного образа объективной действительности. В античной философии «дух» означает «дыхание». Этот носи- тель жизни имеет и другое название — душа. Душа является носи- телем жизненной энергии человека, обеспечивая его активность и поведение. Будучи бессмертной, душа может временно или навсег- да покинуть смертное тело (природное начало человека), сохра-

няя тайну своего бытия.

Употребляемое в настоящее время понятие духовности сложи- лось в период романтики и идеализма немецкой классической фи- лософии. Будучи антиподом природы, духовность заявляет о себе как интегральное единство, как дух мира (дух эпохи, дух народа). По Гегелю, духовность выступает в двух формах бытия: духов- ность отдельного индивида (субъективный дух) и духовность об- щества (объективный дух). И в первом и во втором случае «дух»


проявляется в своем становлении, как процесс с ориентиром на результат. Поэтому можно выделить еще одну форму бытия ду- ховности — дух объективированный (совокупность завершенных творений духа), его определенное состояние.

Субъективный дух проявляется как возможность непреходяще- го самосозидания. Что касается объективного духа, то он прояв- ляется через его опредмеченное состояние.

Субъективный дух (дух человека) сам себя созидает в силовом поле напряжения между сущим и должным (желаемым), находясь постоянно в состоянии борения с другими измерениями (начала- ми) человеческого «Я», а также с условиями внешней среды свое- го существования и самовыражения. Самосозидание субъектив- ного духа происходит не в отрыве, а в органической связи с разви- тием объективного духа. Последнее заявляет о себе в форме культуры.

Культура органически соединяет поколения, реализуя преем- ственность прошлого, настоящего и будущего. Освоение и усвое- ние опредмеченного опыта объективного духа есть условие ста- новления и развития человеческого в человеке; есть предпосылка для самовыражения человека через его духовный мир.

Не без основания говорят о том, что человек рождается, триж- ды. В физических муках матери он рождается как возможность об- щественного человека. Человеческий детеныш демонстрирует по- разительную неготовность с точки зрения биологических форм приспособления, но зато высокую степень обучаемости и адапта- ции116.

В общении с другими, в социальных конфликтах и коллизиях через освоение прав и обязанностей формируется общественный человек — личность конкретного общества.

И только в самоборении, в состоянии диалога с самим собой, в муках поиска своего «Я» рождается духовный человек.

Итак, в этот мир человек приходит не по своей воле. Личнос- тью (общественным человеком) становятся через других и другое. А вот его духовность зависит от него и только от него.

Еще мыслитель античности Аристотель в своем учении о душе подметил три фазы ее развития, которые, в свою очередь, обус-

 

116См.: Холостова Т. В. Человек как предмет социально-антропологическо- го исследования // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995. С. 74–84.


ловливают развитие и самовыражение человека. Философ выде- лял растительный, животный и собственно человеческий этапы ста- новления человеческой души. Его учение несет на себе печать эпо- хи античного мира. Оно тяготеет к метафоре. Но есть в этом уче- нии то рациональное зерно, которое заставляет обращаться к философскому наследию Аристотеля и спустя 2,5 тысячи лет.

В развитии души античный мыслитель выделил ее возможное и действительное состояние, оговорив, что только от усилий само- го человека зависит, сможет ли он подняться до состояния челове- ческой души, преодолев этапы ее растительного и животного со- стояния, или не сможет преодолеть этап животного состояния и будет самоосуществляться в мире природы и людей на скотском уровне.

Только «духовною жаждой томим», преодолевая себя и пере- ступая через рутинность повседневности, человек поднимается до уровня метафизических проблем своего бытия и уже в пределах своего духовного измерения задумывается и над своей сущностью и своим существованием, пытаясь ответить на извечные вопросы: что он может знать о мире своего бытия, что он должен делать, чтобы оставаться человеком, и на что смеет надеяться?

Духовное рождение человека осознается и переживается как состояние внутренней свободы, как преображение мира внутренне- го и иное видение мира внешнего. Идеальный случай духовного рождения воспроизводит А. С. Пушкин в своем «Пророке», герой которого, умирая, как бы рождается заново. И рождаясь духовно, он обретает способность постигать глубинную суть мира и своего места в мире. Он по-иному видит, по-иному слышит, по-иному чув- ствует сердцем и по-иному может выразить эту суть в слове своем. Ибо он созрел до готовности «глаголом жечь сердца людей».

Таким образом, духовное измерение человека демонстрирует открытость миру и ориентированность на гуманистические цен- ности, на приумножение человеческого в человеке.

Что касается бездуховности, то будучи антиподом духовности, она демонстрирует не только закрытость, но и субъективное от- падение от мира. Заявляя о том, что природа, любой другой чело- век и весь мир для него средство, бездуховный человек автомати- чески превращает и себя в средство, в вещь наряду с другими ве- щами. И в этом смысле можно сказать, что бездуховный человек есть частный случай деградации родовой человеческой сущности.


Духовность — это не абстрактное, а конкретное состояние. Ее

«лакмусовой бумагой» является открытость прежде всего ближ- нему миру. Мера деятельной любви к миру ближнему становится правилом отношения и к миру дальнему, где человек в своей от- крытости и своем отношении к миру постоянно подпитывает и приумножает свое человеческое содержание.

Существенной характеристикой духовного мира человека яв- ляется его уникальность, абсолютная индивидуальность. Поэто- му с полным основанием можно сделать вывод о том, что каждый человек, если он в своем развитии достиг высот человеческого со- держания, обладает своим духовным миром.

Духовный мир человека имеет свою структуру, в которой мож- но выделить три довольно объемных измерения: «святое», «свя- щенное» и «светское».

Первое измерение является определяющим. Оно ориентирова- но на общечеловеческие ценности мира, через проекцию которых человек уже определяет и выстраивает свое отношение к миру в целом. Это отношение «Я -Мир».

Второе измерение («священное»), есть отчужденная форма свя- того, своеобразная его проекция на историю и культуру своего Отечества. Это отношение можно выразить в схеме «Я–Мы».

Наконец, третье измерение («светское») — это проекция священ- ного в повседневность человеческого бытия. Она предполагает схему «Я–Ты», за которой стоит внутренний диалог «Я–Я».

Отношение «Я–Мир», не имеет внешней оценки, поскольку оно проявляется только опосредованно, через второе и третье измере- ние. Что касается отношений «Я–Мы» и «Я–Ты», то они подле- жат оценке с позиции общепринятых норм и ожиданий. Они встра- иваются в ситуацию «вызова и ответа». Поскольку эти нормы и ожидания носят довольно-таки усредненный характер с ориента- цией на среднего человека массы, то по настоящему высоко ду- ховные люди в глазах этого среднего человека кажутся неадекват- ными реальной действительности. Их рассматривают как разно- видность донкихотов. Но следует заметить, что именно эти донкихоты осуществляют преемственность и приумножение гу- манистических ценностей, выступают стержнем культуры, ориен- тиром истории. Ибо только высокодуховные люди, а не серая посредственность, являются «солью» мира, духовными скрепами


Отечества и идеалом повседневного бытия. Только способность остановиться и оглянуться, посмотреть на себя через призму отно- шения к миру и Родине, Святому и Священному, обеспечивает че- ловеку возможность постоянно поднимать планку своей духовнос- ти и дистанцироваться от вероятности обрести скотское состояние.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Реконструируйте феномен человека в истории философии.

2. Какой можно сделать вывод по итогам историко-философского ана- лиза феномена человека?

3. Сформулируйте сущность человека, определив условия и факторы ее осуществления.

4. Реконструируйте этапы становления и развития человека.

5. Какие выводы можно сделать в результате анализа антропосоциоге- неза?

6. Реконструируйте путь от понятия человека к образу личности.

7. Что скрывается за феноменом формальной рациональности и как она проявляется в условиях материального и духовного производства, а также в пределах института управления?

8. Почему деятельность, а не что-либо другое выступает способом бы- тия человека?

9. Определите основные атрибуты деятельности.

10. Какой модус деятельности не подлежит компьютеризации и является гарантом, что никакой робот никогда не заменит человека?

11. Что есть потребность и каковы ее виды?

12. Что есть интерес и по каким основаниям его различают?

13. Что такое творчество и по каким параметрам творческая деятельность отличается от репродуктивной?

14. Определите этапы творчества.

15. Дайте перечень основных атрибутов человеческого в человеке и их оценку социальной значимости.

16. Проанализируйте взаимосвязь ответственности, социальной ориен- тированности и самоценности человека.

17. Воспроизведите три аксиомы кантовского категорического импера- тива и определите их значимость на рубеже XXI в.

18. Что есть духовный мир человека?

19. Какова структура духовного мира человека?

20. Почему высокодуховных людей рассматривают чаще всего как раз- новидность донкихотов?


21. Какова значимость духовности для человека и для общества?

22. Дайте свое толкование пушкинского «Пророка», который проходит свое становление в диапазоне от «духовной жаждой томим» до готов- ности «глаголом жечь сердца людей».