Смысл жизни человека

Проблема смысла жизни сугубо философская. Она не имеет сво- их аналогов в других формах освоения мира. Эта проблема обре- тает свою актуальность, когда в обществе или в жизни человека возникают нестандартные проблемы, когда нарастает социальная напряженность и неопределенность; когда человек начинает заду- мываться над результатами своей жизнедеятельности. Для чело- века важно не вообще жить, а жить, зная, для чего он живет. Отве-


тить на этот вопрос можно, но только при условии, если постиг смысл своей жизни. Поскольку нормой для человека является со- стояние «быть в пути», то важно не столько выяснить раз и навсег- да смысл своей жизни, сколько выяснять его на каждом отрезке пути, именуемого жизнью.

Смысл жизни должен отражать сущностные характеристики бытия человека. В число этих характеристик входят так называе- мые метафизические понятия: свобода, счастье, совесть, честь, долг и т. д. Поскольку они не проходят по реестру объективной реаль- ности, то они не столько облегчают поиск решения заявленной проблемы, сколько приумножают трудности на этом пути.

Поиск смысла жизни усложняется и пограничным состоянием человека, многоаспектностью его сущности, ибо человек имеет пять начал: космическое, родовое, природное, социальное и ду- ховное. Взаимосвязь этих начал и их воплощение обеспечивают неповторимую уникальность конкретного человека. У него есть свой смысл жизни, отличный от смысла жизни другой индивиду- альности.

И тем не менее, ориентируясь на необходимость рассмотрения заявленной проблемы в соотношении общего и единичного, мож- но и нужно искать то определение смысла, которое может быть отправной точкой отсчета (гносеологическим инструментом) при рассмотрении смысла жизни конкретного человека.

Прежде чем сделать попытку определить смысл жизни, следует предварительно ответить на три вопроса:

* является ли смысл жизни ориентиром (горизонтом), по кото- рому можно выверять свою жизнедеятельность, или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации?

* связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или его можно вскрыть в ценностных ориентирах конкретного чело- века?

* имеет смысл жизни только позитивный ориентир, или он мо- жет иметь и отрицательное значение?

Абстрактного смысла жизни не существует и тем не менее смысл жизни может и должен быть ориентиром для конкретного челове- ка, но только в случае, если он выведен из его жизнедеятельности, а не навязан свыше. Обретение смысла жизни в каждой конкрет- ной жизненной ситуации расширяет поле поиска ответа на воп-


рос, в чем смысл жизни для этого человека вообще. Последующее подтверждение обретенного смысла в других ситуациях направ- лено на формирование обобщенной характеристики смысла жиз- ни, понятие которой реально претендует на статус образа, заме- щающего заявленную реальность. Обретя статус образа, понятие смысла жизни становится ориентиром для последующих жизнен- ных ситуаций данного человека.

Что касается связи смысла жизни с общечеловеческими ценно- стями, то эта связь имеет место, но носит опосредованный харак- тер. Становление мировоззрения конкретного человека предпо- лагает формирование ценностного ориентира как одного из струк- турных компонентов. Через культуру как опредмеченное состояние объективного духа человек формирует избирательную способность своей субъективности, чтобы в конкретных жизненных ситуациях апеллировать не к абстрактным общечеловеческим ценностям, а к уже апробированному собственному аксиологическому опыту.

Ответ на второй вопрос высвечивает решение и третьего воп- роса. Если сложившееся мировоззрение конкретного человека обеспечивает полноту знания о конкретной ситуации и о своих возможностях (способностях), если аксиологический опыт этого человека ориентирован на общечеловеческие ценности, то смысл жизни в данной конкретной ситуации будет носить позитивный характер.

В случае если индивид оперирует неполными знаниями и апел- лирует к квазиценностям, то его смысл жизни в конкретной ситу- ации может иметь и негативное значение.

Ответы на заявленные вопросы ставят под сомнение сложив- шиеся представления об абсолютности смысла жизни. К этому выводу склоняется и такой авторитетный исследователь смысла жизни, как В. Франкл. В своей работе «Человек в поисках смысла он пишет: «Смысл относителен, поскольку он относится к конк- ретному человеку, вовлеченному в ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и, во-вторых, от одного дня к другому, даже от часа к часу.., ибо …жизнь каж- дого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее — благодаря уникальности его существования. Раньше или позже его жизнь навсегда закончится вместе со всеми уникальными возмож- ностями осуществления смысла…, так как … нет такой вещи, как


универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы ин- дивидуальных ситуаций»117.

Позиция австрийского мыслителя нашла свою поддержку и в отечественной философии, где отмечаются три основания инди- видуальности смысла жизни.

Смысл жизни индивидуален, ибо он всегда есть смысл жизни конкретного человека; он является отражением конкретной (уни- кальной) жизненной ситуации; он открывается особым образом. Иными словами, у смысла жизни всегда уникален носитель смыс- ла жизни, уникальна ситуация, в которой человек обретает этот смысл, и уникален путь, которым идет человек к обретению смыс- ла своей жизни118 .

Итак, смысл жизни индивидуален, но не абсолютно, ибо жить в обществе, быть частью общества и игнорировать общество нельзя. Поэтому, смысл жизни конкретного человека всегда несет на себе печать единства индивидуального и всеобщего, субъектив- ного и объективного, печать цели жизни.

Цель жизни — это своеобразный ориентир, по которому чело- век выверяет курс своей жизни, своих поступков. Жизнь челове- ческая соткана из больших и малых целей. Нужна ли в этом слу- чае общая, интегральная цель? — Нужна! Ибо без нее человек мель- чает и сбивается на осуществление принципа «здесь и только сейчас», ориентируясь только на удовлетворение витальных по- требностей, не поднимаясь до уровня человеческих потребностей. Общая цель является ориентиром для определения совокупно-

го общего смысла жизни через серию смыслов конкретных жиз- ненных ситуаций.

Общая цель и общий смысл жизни взаимосвязаны, и в своей взаимосвязи они обеспечивают реальный образ жизни и стиль жизни конкретного человека в его последующих отношениях с миром своего бытия, и даже стиль ухода из жизни.

Индикатором смысла жизни является счастье, а субъективным критерием — совесть как способность человека к нравственному самоконтролю.

Совесть требует определенных нравственных обязательств. В случае их невыполнения человек расплачивается эмоциональны-

117Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 287–288.

118См.: Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. С. 141– 146.


ми переживаниями. Правда, совесть мучает только тех, у кого она есть. Вывод о том, что совесть не нужна, оборачивается еще боль- шими издержками, чем эмоциональные переживания в случае про- тиворечия между сущим и должным.

Проще решать не вопрос целесообразности совести, а включать- ся в процесс нравственного совершенствования. Мир дальний и ближний (см. предыдущий материал о духовном мире человека) можно спасти, если дорогу бессмысленности сменить на путь ос- мысления каждой жизненной ситуации, каждого поступка в со- гласии с нравственным идеалом. Не стоит забывать, что от уси- лий каждого человека зависит общее равновесие добра и зла на Земле.

Проблема смысла жизни — это проблема участия или неучас- тия в процессах коэволюции системы «природа — общество — человек». И если теоретический разум находится в поисках смыс- ла жизни, то разум практический должен быть ориентирован на его осуществление.

Таким образом, смысл жизни не задается, а создается.И в этом процессе как раз и проявляется мера индивидуальности челове- ческого «Я», его избирательность и способность быть субъектом активности, а не объектом манипулирования.

Если человек живет бессмысленной жизнью с ориентиром на принцип «здесь и только сейчас», то винить в конечном счете нуж- но не жизнь, а самого себя, ибо «счастье в нас и только в нас и каждый сам себе причина».

Смысл жизни есть воплощенная форма абсолютного и относи- тельного, объективного и субъективного, общественного и инди- видуального. Это единство несет на себе печать уникальности субъекта и специфику очередной жизненной ситуации.

Как уже было отмечено, смысл жизни трижды индивидуален по субъекту смысла, по неповторимости жизненной ситуации и по ее осмыслению. И, тем не менее, есть нечто общее в этой индиви- дуальности, что позволяет определить смысл жизни как способ и уровень освоения любой жизненной ситуации в соответствии с нрав- ственными принципами человека, требованиями его совести и сис- темой ценностей его мировоззрения.

Тот, кто знает «зачем жить», может вынести и перенести любое

«как жить».