Права и свободы человека и гражданина

Степень реальной свободы человека проявляется в том, как он может реализовать присущие права и обязанности. Быть челове- ком — значит, среди прочего, обладать неотъемлемыми правами. Впервые о правах человека заговорили итальянские гуманис- ты эпохи Возрождения, разработавшие учение о «природе челове- ка», способного подняться до небесных высот и опуститься до скот- ского состояния. Эпоха Возрождения определила статус свободы

и выбор человека.

Прорыв в понимании прав человека был сделан не только в результате философского обоснования автономности человечес- кой личности в ренессансном гуманизме, а также благодаря пос- ледующему опыту борьбы за права человека в период первых бур- жуазных революций в Европе, когда были осуществлены первые попытки философского осмысления идеи «естественного права» в работах Т. Гоббса и Дж. Локка.

Суть концепции естественного права заключается в том, что человек, только потому, что он человек, наделяется неотчуждае- мыми от него свободами. Задача государства состоит в том, что- бы создать надлежащие условия для реализации этой свободы. В 1776 г. американский просветитель Т. Джеферсон представил в

«Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки» классическую формулировку прав человека: «… все люди созда-

 

126Цит. по: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 309


ны и наделены своим создателем определенными правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью»126 . Даль- нейшее развитие идея прав и свобод человека получила в ходе Ве- ликой Французской революции и принятой ею «Декларации прав человека и гражданина». Именно последний документ содержит ряд моментов, принципиальных для современного понимания этой проблемы.

Во-первых, в «Декларации…» было заявлено, что целью любо- го государственного объединения является обеспечение естествен- ных и неотчуждаемых прав человека. К таким правам отнесены свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Во-вторых, «Декларация…» провозгласила равенство всех граждан перед законом как выражением общей воли. Практичес-

ки это выразилось в ликвидации сословных привилегий.

В-третьих, в этом документе было сделано важное различие между правами человека и правами гражданина. Оно означало признание того, что человек не только общественное существо, но имеет и частную жизнь, интересы и цели которой подчас не совпадают с интересами и целями политического сообщества. В дальнейшем это разграничение получило развитие в обосновании автономности институтов государства и гражданского общества как основных форм общественной жизни.

Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г. задали импульс к гуманизации общественных и государственных отношений во всем мире.

Прошло 159 лет, и 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, вобравшую в себя интеллектуальный и политический опыт борьбы человече- ства за права и свободы человека. В статье 1 Декларации подчер- кивается, что «все люди рождаются свободными и равными в сво- ем достоинстве», а статья 2 утверждает, «что каждый человек дол- жен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы то ни было раз- личия».

В статьях 3–21 раскрываются гражданские права и политичес- кие свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности; на равенство перед законом; на гражданство и участие в управлении своей страной; на владение имуществом. Здесь же


указаны и негативные свободы: от произвольного ареста, задер- жания или изгнания; от рабства и подневольного существования; от пыток и жестокого обращения; от произвольного вмешатель- ства в личную и семейную жизнь. К позитивным свободам, про- возглашаемым Декларацией, относятся: свобода передвижения; свобода совести; право на проведение мирных собраний и ассоци- аций и т. д.

Статьи 22–27 выражают экономические, культурные и соци- альные права: право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на жизненный уровень, необ- ходимый для поддержания здоровья и благосостояния; право на образование; право на участие в культурной жизни.

Статья 28 декларирует, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и сво- боды, изложенные в… Декларации, могут быть осуществлены».

В статье 29 говорится о том, что помимо прав «человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно сво- бодное и полное развитие его личности». Какие бы то ни было ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть «ус- тановлены законом исключительно с целью обеспечения… порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Заключительная, статья (30) подчеркивает, что ничто в Декла- рации не может быть истолковано как предоставление какому- либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совер- шать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, из- ложенных в Декларации.

В 1998 г. в мире широко отмечалось 50-летие принятия Всеоб- щей декларации прав человека. Генеральный секретарь ООН в специальном послании по этому поводу назвал Всеобщую декла- рацию «совестью мира», эталоном, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств. Этот юбилей явился поводом и для переосмысления некоторых положений Деклара- ции и других документов, связанных с правами человека и граж- данина.

Несмотря на явные успехи в реализации концепции прав чело- века, она нуждается в развитии с учетом происходящих в мире изменений. Вызывает беспокойство углубляющийся разрыв меж- ду правами и обязанностями человека, рост индивидуализма и эго-


изма, стремление любой ценой отстоять права в ущерб обязанно- стям. В современном мире ослаблено чувство ответственности людей за индивидуальные и коллективные действия, что ведет к различным конфликтам и катастрофам. Поэтому среди полити- ков и правоведов, философов и социологов обсуждается идея о принятии Международной декларации основных обязанностей человека.

Сбалансированность прав и свобод человека и его обязаннос- тей в современных условиях является одним из факторов сохране- ния стабильности и устойчивого развития человечества.