Ключевые понятия

Апофатическая теология — богословская концепция о принци- пиальной непознаваемости Бога.

Догмат — положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

Катафатическая теология — богословская концепция, допуска- ющая возможность познания Бога по результатам его творчества. Номинализм — учение, согласно которому общие понятия яв- ляются всего лишь именами для обозначения единичных явлений

мира.

Реализм — учение, утверждающее, что общие понятия существу- ют реально. Более того, они есть первореальность.

Теология — учение о сущности Бога.

Теоцентризм — учение, согласно которому Бог есть центр ми- роздания, его демиург (творец).

 

Назначение IV главы состоит в том, чтобы рассмотреть и обо- сновать основные положения средневековой философии, раскрыть ее особенности, основные проблемы философии и пути их решения. Основными идеями средневековой философии являются идея мо- нобожия и идея потустороннего мира; мера воздаяния за жизнь на

Земле. Человек обретает горизонт надежды. У него появляется про- шлое и будущее.

Что касается особенностей средневековой философии, то для нее характерна тесная связь с Библией как совокупностью знаний о Боге, мире и человеке; экзегетический характер, проявляющийся в посто- янном обращении к Слову; дуализм божественного и человеческого, сакрального и греховного, духовного и светского.

В Средневековой философии традиционно выделяют этап пат- ристики апостольского периода(до середины II в.) и патристику апологетического периода(до VIII в.), а также этап схоластики,ее становление (IX–XII вв.), зрелость (XIII в.), закат (XIV–XV вв.).