Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI веке

К многообразию цивилизаций можно относиться по разному. Эволюционная теория утверждает, что разнообразие является по- ложительным фактом и благотворно влияет на человечество как единую живую систему. В то же время, сосуществование различ- ных культур может превратиться в противостояние и привести, в конце концов, к реальному концу истории. Чтобы этого не про- изошло, мир нуждается в выработке единой стратегии развития.

Несмотря на цивилизационные различия, человечество к нача- лу XXI столетия представляет единую ойкумену, занимает одну экологическую нишу, которая теряет свою значимость из-за бе- зответственного поведения людей. Любая форма антропогенной деятельности, если она осуществляется без достаточного контро- ля со стороны общественности, грозит катастрофическими послед- ствиями.

С особой остротой встают проблемы различия уровней жизни

«Север–Юг», которые принципиально неразрешимы в рамках со- временной парадигмы. Как уже отмечалось, прошедшие в Рио-де- Жанейро и Нью-Йорке Специальные сессии ГА ООН не смогли привести к выработке решений, способных кардинально изменить экологическую обстановку на Земле и снизить риск вселенской ка- тастрофы. Более того, на этих форумах сформировалась опасная иллюзия, будто можно с помощью набора технико-экономичес-


ких и политико-правовых решений разрешить глобальную эколо- гическую проблему. Наиболее ярко эта иллюзия представлена в концепции «устойчивого развития».

Перспективность идеи устойчивого (регулируемого) развития заключается в игнорировании того факта, что одной из важней- ших причин современных цивилизационных противостояний яв- ляются процессы модернизации, которые привели к созданию и распространению экономических, политических и социальных стандартов, вызвавших глобальный кризис.

В рамках парадигмы устойчивого развития продолжает углуб- ляться весь комплекс противоречий современной цивилизации. Экологическая «ниша», в которой обитает нынешнее человече- ство — одна на всех. Ее сужение означает необходимость выра- ботки принципиально новых правил сосуществования. Есть все основания говорить о необходимости принятия во внимание «эко- логического императива», сохранения окружающей среды, изме- нение которой недопустимо ни при каких условиях134.

Принятие экологического императива необходимо еще и пото- му, что в настоящее время надежды на естественную адаптацию условий своего обитания иллюзорны и опасны. Возникают и мно- жатся конфликты, попытки разрешения которых старыми мето- дами, могут привести к мировой катастрофе.

Если не будут найдены новые способы воздействия человека на природу, если не будет перестроена система взаимоотношений между государствами и цивилизациями, гибель человечества не- минуема. И выход видится не на пути «устойчивого» развития, а на пути формирования нового мировоззрения, составной частью которого является нравственный императив, коренным образом меняющий отношения между людьми и отношения между челове- чеством и природой.

Переустройство экологической ниши обитания человека дол- жно начинаться с осознания того факта, что существующих при- родных ресурсов недостаточно для того, чтобы поддерживать стан- дарты жизни, достигнутые в странах Западной Европы и Север- ной Америки, не говоря уже о том, чтобы сделать эти стандарты стандартами для всего народонаселения мира.

134См.: Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разло- мы. Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 6.


Что будет, если каждому жителю Земли предоставить уровень жизни, типичный для «среднего» американца? В сотни раз при- дется увеличить добычу полезных ископаемых, производство про- мышленной продукции и продуктов питания, выработку электро- энергии. И уже при жизни одного поколения наступит предел.

Из этой ситуации просматриваются два выхода. Один из них состоит в том, чтобы не допустить «снижения достигнутых стан- дартов уровня жизни. Для этого численность населения Земли должна быть оптимизирована. Теоретически эта численность обо- сновывается в концепции «золотого миллиарда», где оптималь- ной цифрой считается один миллиард человек. Этот миллиард должны составить жители «развитых» стран Севера, а «неразви- тый» Юг должен постепенно исчезнуть. Разумеется, это не про- изойдет спонтанно, а предполагает длительную борьбу за ресур- сы, за политическую и военную гегемонию в мире. Эта борьба уже ведется, но даже на начальном этапе просматривается ее бесперс- пективность.

Другой выход заключается в снижении «планки» потребления, с тем, чтобы сделать стандарты жизни, достигнутые в развитых странах, гораздо скромнее.

Разумность второго пути очевидна, однако пока нет никаких оснований надеяться, что американцы, немцы, шведы, французы и другие обитатели современного западного «рая» добровольно согласятся на лишения и ограничения. Для них подобные измене- ния означает ухудшение, деградацию, регресс.

С принятием стратегии ограничения потребления рушится си- стема жизненных ценностей западного человека, непременными составляющими которой является активная жизненная позиция, работа, благополучие, успех, признание. «Быть человеком» в сис- теме западных ценностей — значит обладать «джентльменским» набором отмеченных возможностей. Поэтому выработка нового мировоззрения предполагает глубокие качественные изменения ин- дивидуального и общественного сознания, переориентацию чело- века на иную систему ценностей, требует новой философии, фило- софии XXI в.

Материальным ценностям может противостоять только систе- ма духовных ценностей. Ее составляющими являются приоритет нравственности над политикой; чувство личной ответственности


за результаты общего дела; разумная умеренность; развитое эко- логическое сознание; адекватность; три аксиомы кантовского ка- тегорического императива.

Развитие человечества в XXI в. возможно только на пути коэ- волюции биосферы и ноосферы, совместного развития природы и общества как необходимого условия сохранения человека на Зем- ле. Результатом этой коэволюции должно стать наступление эпо- хи, в которой будет достигнут паритет и диалог в системе «чело- век — общество — природа».