Философия патристики

Гонимое христианство становится официальной религией, что повлекло за собой теологизацию всех существующих форм обще- ственного сознания, включая философию. Первоначально хрис- тианство упраздняет «мудрость мира сего», ибо в философии отцы церкви видели источник ереси. Но в последующее время церковь занимает по отношению к философии позицию компромисса. Философия востребуется как средство совершенствования хрис- тианской веры, которая превыше всякого знания, более того, слу- жит его завершением.

Патристика апостольского периода основное внимание уделя- ет обоснованию монотеизма, формируя апофатическую теологию о принципиальной непознаваемости Бога. Складывается теоди- цея как богооправдание и эсхатология как учение о судьбах мира и человека.

Патристика апологического периода связана с тезисом, что истинная философия — это христианская религия. Этот тезис по- лучает свое обоснование в учениях Аврелия Августина, Иоанна Дамаскина, где оформляется уже катафатическая теология.

Перу Аврелия Августина (354–430 гг.)принадлежат трактаты «О граде Божием», «О бессмертии души», «О свободной воле». Ему принадлежит и открытие нового жанра в философствовании. Это

«Исповедь», где А. Августин рассказывает о своей дороге к хрис- тианству.

По мнению мыслителя смысл человеческой жизни заключается в познании Бога, ибо Бог есть высшая сущность мира. Бог — на-


чало и завершение человеческих помыслов и поступков. Его воз- вышение над созданным им конечным миром обусловливает пре- восходство души над телом, воли и чувств над разумом.

Приоритет души над телом, а веры над разумом имел мировоз- зренческий смысл. Он обосновывал превращение философии в пропедевтику теологии.

Решению этой задачи в определенной мере послужила перевод- ческая и комментаторская деятельность Аниция Боэция (480– 524 гг.).Он перевел основные произведения Аристотеля. Причем комментарии к работам Аристотеля зачастую превышали объем трактатов древнегреческого мыслителя. Философская мысль пре- вращалась в систему обеспечения религиозной веры.

Этому же содействовали и усилия Иоанна Дамаскина (675– 750 гг.),крупнейшего систематизатора религиозно-философской мысли, разработчика категориального каркаса средневековой философии. Трактат Иоанна Дамаскина «Источник знаний» по- священ выработке философских понятий, определению предмета философии, анализу наиболее распространенных ересей и заблуж- дений.

Иоанн Дамаскин дает шесть определений предмета философии. Философия может выступать в различных ипостасях: познание сущего; познание божественного и человеческого; размышление о жизни и смерти; утверждение добродетели. Философия не без оснований претендует на то, чтобы быть искусством искусств и наукой наук, ибо философия — это начало и любовь к мудрости. Поскольку мудрость есть Бог, то любовь к Богу и есть истинная философия.

Философия, по Иоанну Дамаскину, делится на умозрительную (теоретическую) и практическую. Теоретическая философия вклю- чает теологию, естествознание и математику, практическая — эти- ку, домострой и политику.

Предметом теологии является Бог как высший субъект воли и промысла. Бог сотворил человека как некий мир в мире, связав зримое и незримое, чувственное и умопостигаемое. Через мир че- ловека открывается мир Бога. Стало быть, познание человека на уровне естествознания приближает нас к познанию Бога10.

 

10См.: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969.