Схоластика как рациональное обоснование теологии

Учения Аврелия Августина и Иоанна Дамаскина, а также пере- водческо-комментаторская деятельность Аниция Боэция подгото- вили почву для возникновения схоластической философии.

Суть схоластики заключалась в поиске оптимальных путей по- знания Бога. Место апофатической богословской концепции за- няла катафатическая теология, ориентированная на познание Бога по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира.

Рациональное обоснование теологии потребовало превраще- ния логики из инструмента доказательства в средство обоснова- ния догматов церкви.

Схоластика (от лат. schola — школа) — особое учение, в рам- ках которого философия и протонаука основывались на истинах религии.

Ранняя схоластика по времени приходится на IX–XII вв. Для нее характерно взаимопроникновение философии, науки и теоло- гии на почве нерасчлененности и оформление особого схоласти- ческого метода, ориентированного на обоснование истин рели- гии.

Главными представителями ранней схоластики являются: в Гер- мании — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриуге- на; во Франции — Пьер Абеляр; в Италии — Петр Домиани, Ан- сельм Кентерберийский, Бонавентура.

Средняя схоластика приходится на XIII в. Она характеризует- ся отделением науки и философии от теологии. Ее развитие про- ходит под знаком освоения аристотелевского наследия и превра- щения его в философскую систему обоснования теологии. При- способление аристотелевской философии к христианству дало повод А. И. Герцену заметить, что Аристотель средних веков — это Аристотель с тонзурой.

Формируется философия францисканского и доминиканского орденов, складываются философские системы Альберта Велико- го, Фомы Аквинского и Дунса Скота.

Поздняя схоластика по времени приходится на XIV–XV вв. Она характеризуется систематизацией, разработкой логики, развити-


ем естествознания и натурфилософского мышления, отмежевани- ем мистики от теологии.

Главные представители поздней схоластики: в Германии Нико- лай Кузанский; в Англии — Уильям Оккам; в Италии — Алигьери Данте. Эти представители возвестили не только о закате филосо- фии средних веков, но и заявили о становлении новой филосо- фии — философии эпохи Возрождения.

Схоластика заложила основание новой системы образования. Первую ступень в схолах составляло светское знание, вторую — теология. Мысль подчинялась авторитету догмата. Все семь «сво- бодных искусств»: грамматика и риторика, арифметика и геомет- рия, музыка, астрономия и диалектика (философия) были ориен- тированы на формирование «христианской мудрости».

Схоластика заложила и центры университетского образования на базе четырех факультетов: философского, медицинского, юри- дического и теологического. Самым престижным факультетом считался теологическим, а самым фундаментальным — философ- ский.

Все многообразие проблем схоластики можно свести к трем: соотношение знания и веры; природа общих понятий «универсалий»; соотношение сущности и существования.

По первой проблеме наследие схоластики хранит три варианта:

1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет свой собственный источник — «откровение».

2. Знание и вера могут сосуществовать, ибо имеют разные ис- точники. Вера замыкается на откровения, знание на разум.

3. Знание и вера должны объединиться и создать основу ката- фатической теологии. Но заявленный союз понимался по-разно- му: «верую, чтобы понимать» и «понимаю, чтобы верить». От пе- рестановки слагаемых в этом случае результат менялся принци- пиально. Союз разума и веры не состоялся.

Еще более драматичной оказалась судьба проблемы общих понятий, которая вылилась в противостояние реализма и номи- нализма.

Иоанн Скот Эриугена (810–877)отмечает решающую роль об- щих понятий в познавательной деятельности. Он полагал, что чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве бестелесной сущности, независимой от человеческого разума. Согласно этой установке, единичное существует лишь в


силу приобщения к виду, а вид — к роду. Так закладывалась мето- дология реализма, согласно котором общее понятие — это не об- раз, замещающий реальность, а высшая ипостась реальности — первореальность.

В качестве этой первореальности выступает Бог. Созерцающему уму Бог первоначально открывается как Природа, не сотворенная, а творящая. О ней можно сказать только одно: она является причи- ной сотворенной и творящей природы на уровне вида и рода.

Природа в ипостаси вида и рода выступает причиной сотворен- ной, но уже не творящей природы, природы на уровне единичного. Природа единичного возникает на время, а исчезает насовсем.

Она возвращается в божественную первооснову, которая обрета- ет статус четвертой природы — не сотворенной и не творящей.

Бог как первореальность в качестве несотворенной, но творя- щей природы составляет начало космоса, а в качестве четвертой природы — становится его завершением.

За этими рассуждениями Эриугены явно просматривается при- оритет общего над единичным, претензия общего не только быть, но и созидать.

Первоначально учение Эриугены было встречено отрицатель- но. В 1050 г. его произведение «Разделение природы» было осуж- дено, а в 1225 г. приговорено к сожжению.

Но позицию приоритета Эриугены развивает Ансельм Кентер- берийский (1033–1109 гг.).Он исходит из аксиомы, чем более об- щим является понятие, тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Самым общим понятием является понятие Бога как понятие первореальности.

Концепция реализма в лице номинализма получила своего оп- понента. Представители номинализма считали, что общее — это всего лишь имя, а что касается единичных предметов, то они не кажущаяся, а подлинная реальность. Позицию номинализма от- стаивали Иоанн Росцелин (1050–1120 гг.),а также его ученик Пьер Абеляр (1079–1142 гг.).

Для номинализма общие понятия служат лишь знаками вещей и вне мышления ничего под собой не имеют.

Противостояние реализма и номинализма потребовало обра- щение к авторитетам античности и в частности к философии Ари- стотеля. К этому времени Европа получила возможность изучать


философию Аристотеля не только по Боэцию, но и по переводам Ибн-Сины (Авиценна 980–1037 гг.),а также Ибн-Рушда (Аверроэс, 1126–1198 гг.).О последнем современники говорили: «Аристотель объяснил природу, Аверроэс — Аристотеля». Что касается Ави- ценны, то, по его признанию, он сорок раз прочел «Метафизику» античного мыслителя, прежде чем заявить о своем понимании Аристотеля, о своей готовности объяснить его философию и рас- ставить точки в споре представителей номинализма и реализма о природе «универсалий».