XII–XIII вв. характеризуются процессом урбанизации стран Европы. Складываются предпосылки первоначального накопле- ния капитала. Формируется институт гражданского общества. Но роль экономического, идеологического и политического центра продолжает играть церковь. Теократические притязания рожда- ли еретические движения, вдохновленные идеалами бедной апос- тольской церкви в эпоху становления христианства.
В ответ отцы церкви организовали Францисканский орден и орден доминиканцев, ставшие главным орудием папской инкви- зиции. Один экстремизм рождал другой экстремизм, что косвенно свидетельствовало, о том, что способ феодального производства исчерпал свои возможности, и в недрах средневековья формиру- ется новая культура, зреет духовность новой эпохи.
Систематизатором схоластики и реформатором католической доктрины выступил Фома Аквинский (1226–1274 гг.)монах Доми- никанского ордена. Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. Был преподавателем Парижского университета. Оставил после себя значительное творческое наследие. Первую группу произведений составляют комментарии на библейские темы. Вторая группа по- священа философским и теологическим проблемам. Третья груп- па — дискуссиям и четвертую группу представляют работы, обо- сновывающие теолого-философскую систему Фомы Аквинского. Первое, с чем столкнулся Фома Аквинский, была проблема вза- имоотношения веры и разума. По мнению средневекового мысли- теля философия и религия отличаются друг от друга по источни- ку истины. Философия опирается на разум, наука на опыт, а рели-
гия черпает истины в откровении. Но из этого следует не противо- стояние, а возможность взаимного дополнения.
Догматы церкви нуждаются в философском обосновании, ко- торое делает их ближе и понятнее человеку, как мыслящему суще- ству, ибо укрепляет его веру.
На этом основании Фома формулирует пять доказательств бы- тия Бога:
1. В мире все находится в состоянии движения. Движение од- ной вещи является причиной движения другой и так далее. Чтобы движение стало реальностью, нужен первотолчок Бога.
2. Первотолчок является одновременно и первопричиной. И таковой является Бог.
3. Все в мире случайно, кроме Бога, обеспечивающего необхо- димость этих случайностей.
4. Мир состоит из вещей, степень совершенства которых зада- ется абсолютным совершенством и таковым является Бог.
5. Все в мире целесообразно и эту целесообразность задает Бог. Доказательство бытия Бога является тем основанием, которое связывает философию и теологию. Но есть догматы, которые не поддаются рациональному обоснованию. Таковым является дог- мат Троицы, определяющей существование Бога в качестве еди-
ного существа и одновременно в трех лицах.
Бессилен разум и в доказательстве догматов возникновения мира из ничего, первородного греха, воскресения из мертвых и т. д. Но из этого не следует, что догматы антиразумны. По своей сути они сверхразумны. И Фома Аквинский делает вывод, что филосо- фия ниже теологии настолько, насколько человеческий разум ниже божественной мудрости. И если факты науки противоречат вере, то тем хуже для науки.
Вера и разум, религия и философия (наука) должны сосущество- вать, ибо теология философична, а философия теологична. Рас- согласование этого тандема открывает дорогу к греховному лю- бопытству, губительному для человека, ибо вера сближает чело- века и Бога, а чистое знание отвращает.
Касаясь спора реалистов и номиналистов о природе универса- лий, Фома Аквинский дает следующий комментарий:
Общее существует трояко: до вещей мира как идея божествен- ного разума; в самих вещах мира, поскольку всеобщее есть сущ-
ность единичного; и после вещей в человеческом разуме, который абстрагирует общее из единичного и фиксирует его в понятии.
Поднимает Фома и проблему соотношения сущности и суще- ствования. По его определению сущность — это то, что выражено в понятии общего. Что касается существования, то это форма про- явления сущности. На уровне единичного бытия сущность и су- ществование принципиально отличны, на уровне Бога сущность и существование сливаются, ибо существование Бога и есть его сущность.
Интерпретируя в духе католицизма наследие Аристотеля, Фома Аквинский выстраивает свою теолого-философскую систему, с позиции которой и рассматривает основные проблемы средневе- ковья.
Логическим завершением его системы является обращение Фомы Аквинского к социально-политическим вопросам. В трак- тате «О правлении владык»он высказывает мысль о том, что для функционирования общества уже мало одной только духовной власти. Необходим тандем духовной и светской власти.
В соответствии с этим выводом, Фома излагает и концепцию права, выделяя три его формы:
1. Вечное право, существует в форме идеи права в божествен- ном разуме.
2. Естественное право, как совокупность понятий о праве, су- ществует в головах людей.
3. Человеческое право как многообразие форм его проявления существует в поступках людей.
Приобщаясь к идее божественного права и руководствуясь есте- ственным правом, люди реализуют человеческое право, законы ко- торого определяются функционированием конкретного государства. Во имя торжества божественного и естественного права, госу- дарство должно предоставить человеку сносное существование,
обеспечить его моральное и умственное развитие.
Критерием государства является мера справедливости и мера свободы, ибо только свободный человек может разумно осуще- ствить свою волю в соответствии с божественной необходимос- тью, ориентированной на осуществление Блага.
Развитие общественного производства, техники и естествоз- нания; дальнейший процесс урбанизации и первоначального накоп-
ления капитала потребовали пересмотра средневекового мировоз- зрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Возрож- дения.