Ф. Петрарка (1304–1374 гг.).


Обращаясь к проблемам человеческого бытия. Ф. Петрарка заявляет, что небожители должны обсуждать небесное, мы же — человеческое. Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступа- ет место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396–1459).В трактате «О достоинстве и превосходстве человека»он подчерки- вает, что человек рождается не для печального существования, а

для созидания и утверждения себя в своих деяниях.

Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии — философии эпо- хи Ренессанса.

Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставле- ние духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это отно- сится как к природе человека, так и к положению человека в окру- жающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средне- вековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как состояние, противоесте- ственное природе человека.

Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. В самой природе заложена красота и человек должен стре- миться к наслаждению и преодолевать страдания.

Земное блаженство как достойное человека существование дол- жно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая ди- кость, варварство и земное состояние, человек прощается со сво- им ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.

Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, зало- женная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от че- ловека существенных усилий, культурной и творческой деятель- ности. В процессе жизнедеятельности природа человека дополня-


ется его культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека являет- ся продолжением и завершением божественного творения. Творче- ство, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность, становится предпосылкой обожествления человека. Благодаря твор- честву человек может подняться до заоблачных высот, стать зем- ным богом.

Мир и человек — творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслажде- ния миром. Но предназначение человека заключается не в пассив- ном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.

Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека, по- ставила, но не решила проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение этой онтологи- ческой проблемы стадо содержанием неоплатонического периода развития философии Ренессанса.