Натурфилософия Пантеизма

У истоков нового естествознания стоят такие мыслители как Леонардо да Винчи (1452–1519)и Николай Коперник (1473–1543).Феномен Леонардо справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение своей эпохи, которая нуждалась в титанах и рождала титанов. Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего.

Откровению священного писания, астрологии и алхимии, сно- видениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Он пола- гает, что неапробированная мысль может породить обман, не при- близить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является от- личительным признаком подлинной науки.

Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть нау- кой, не может претендовать на обладание истиной. Не может быть науки и там, где опыт подменяет спор и крики, где бал правят эмо- ции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в из- лишнем преклонении перед авторитетами. Не подражать нужно, а работать, искать.

Схоластическому методу обоснования догматов церкви, Лео- нардо да Винчи противопоставляет экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт.

Интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи по про- блемам космологии. Его мысль, что не Земля, а скорее Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцент- ризм. Солнце Леонардо — это источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа нераз- рывно связана с телом. Она формирует тело, выступает творчес- ким, деятельным началом. Духовное начало не противостоит те- лесному, а природное — божественному. Все находится в состоя- нии гармонии.

Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, как это име- ло место в философии гуманизма. Она несет на себе печать мрач- ности и даже трагизма. Это относится прежде всего к размышле- ниям Леонардо о человеке, его месте и роли в мире.


Как наследник философии гуманизма, Леонардо да Винчи про- должает утверждать, что человек есть «величайшее орудие приро- ды», что лучшие из людей по праву могут быть «земными бога- ми». Но мысль о величии человека оборачивается грустными раз- мышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков14.

«Земной бог» и «наполнитель нужников» — таков диапазон оценки человека, подтверждающий мысль Пико делла Мирандо- лы о свободе человека, способного подняться до заоблачных вы- сот или опуститься до скотского состояния.

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой «великих откры- тий». Однако ни одно не имело такого значения как созданная Н. Коперником гелиоцентрическая система мира. Николай Копер- ник (1473–1543)— философ, астроном. Опубликованная в 1543 г. его работа «Об обращении небесных сфер»сыграла решающую роль в пересмотре представлений о мире. Работая над концепци- ей гелиоцентризма с 1507 г., Коперник не спешил сделать ее дос- тоянием гласности, ибо не без оснований опасался преследований со стороны церкви. Новая космология требовала пересмотра ка- толической теологии. Под сомнение ставилось деление мира на

«тленную» земную субстанцию и вечную небесную субстанцию. Упразднялось теологическое противопоставление земли и неба.

Земля не центр и не претендует на противостояние. Она обра- зует с другими планетами единую Вселенную, пребывающую в постоянном самодвижении. Гелиоцентрическая концепция Копер- ника отбрасывала идею перводвигателя.

Опасение Н. Коперника оправдалось. В 1616 году его учение было запрещено как «глупое, философски ложное, решительно противоречащее святому писанию и прямо еретическое».

Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571–1630).Его научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени.

Предвосхищая открытие Закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солн- ца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно и что время обра- щения планет зависит от их расстояния до Солнца.

 

 

14Цит. по: Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М., 1961. С. 66, 257–258.


Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной фор- мы сознания общества, как специфического вида освоения мира, сделал Галилео Галилей (1564–1642).Занимаясь вопросами мате- матики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало совершенно в новом виде. Пораженные современники говорили: «Колумб открыл но- вый материк, Галилей — новую Вселенную».

Это был еще один удар по теолого-схоластическому мировоз- зрению.

Галилей был вызван в святую инквизицию для увещевания. Подчинившись внешне, Галилей продолжал работать над со-

зданием основ естествознания. Его «Диалоги о двух важнейших системах мира, птолемеевской и коперниковской»стали програм- мой науки, закладывали основания новой картины мира и новой методологии научных исследований.

К середине XVI в. философия гуманизма и философия неопла- тонизма выполнили свое назначение. На их место приходит на- турфилософия. Она становится определяющим фактором разви- тия философской мысли на пути становления ее суверенитета. Опираясь на достижения естествознания и ренессансного неопла- тонизма, натурфилософия формирует новую картину мира, осво- божденную от теологии. Основу ее метода составляет «рассмот- рение природы, исходя из ее собственных начал».

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509– 1588).

Свою философскую доктрину Б. Телезио изложил в сочинении