О природе вещей согласно ее собственным началам».

Уже в самом названии работы заложена исследовательская про- грамма. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыс- лителей античности и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии о ее собственными началами, заключенными в ней самой и из нее выводимыми. Божественное начало исключается из природы, отсутствует оно и в сфере философского анализа.

Формально Телезио признает Бога в качестве демиурга. Но ес- тествоиспытателю нет никакого дела до акта творения. Его инте- ресует природа, как она есть.

Поскольку в античной философии, а тем более в схоластике Средневековья, доминировала умозрительная методология, Б. Те-


лезио противопоставил ей опытную методологию. Опыт, основан- ный на чувствах, ближе к конкретным явлениям и процессам при- роды, а посему только он может служить критерием истинности и составить основу естествознания.

Рассмотрение природы на основе ее «собственных начал» зас- тавило Телезио отбросить аристотелевский принцип «движения от другого» и искать причину движения в самой природе. Такой причиной, по мнению мыслителя является «собственная сущность» природы. Heбесные тела находятся в состоянии движения пото- му, что внутри они раскалены. Движение является состоянием огня. Тепло выступает не только причиной движения, но и лежит в основе жизненного начала, составляет природный дух (спиритус). Налицо своеобразная форма гилозоизма. Поскольку жизненному духу свойственно стремление к самосохранению, то оно составля- ет основу и человеческой морали. Все, что направлено на само- сохранение своей природы есть благо, а все, что направлено на ее

разрушение — зло.

Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548–1600)явилась апогеем развития философской мысли Ренессанса. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Пантеизм Дж. Бруно — «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наипри- сутствующего» — самая радикальная и бескомпромиссная натур-

философская система эпохи Возрождения.

Пантеизм Дж. Бруно не равен пантеизму Н. Кузанского. Пос- ледний, спасая Бога, «растворяет» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога в качестве объекта познания. Дж. Б- руно, «растворяя» Бога в природе, лишает церковь права целесо- образного существования. Если нет Бога над миром стоящего и диктующего ему свои законы, стало быть, нет и необходимости а церкви, как божьем земном представительстве, ибо Бог во Вселен- ной, Бог в природе, Бог в нас.

У Аристотеля материя всего лишь субстрат, лишенный жизни и красок. Тогда как материя по Дж. Бруно — начало и конец пред- метного мира. В ней возникают и гибнут формы, но вечно пребы- вает сама материя, как «беспричинная причина».

Способность материи к образованию форм Дж. Бруно именует Душой мира. Основу Души мира составляет всеобщий ум, как дей-


ствующая причина. По отношению к материи он «внутренний ху- дожник», ибо формирует материю изнутри, обеспечивая ее жиз- ненное начало, самодвижение.

Что касается пространства и времени, то они являются необхо- димым условием существования материи. Пространство и время можно мыслить отдельно от материи, но нельзя оторвать их от движущейся материи. Такая позиция обеспечила мыслителю воз- можность создать новую космологию, сделать радикальные вы- воды из коперниковской концепции гелиоцентризма.

Признание естественного характера движения Земли и всех дру- гих небесных тел означало отказ от аристотелевского перводви- гателя, ибо движение от другого есть насильственное движение, чуждое природе, пребывающей в самодвижении. Во Вселенной все подвержено развитию, изменению и гибели. Миры рождаются и умирают.

Поскольку движение как самодвижение тождественно жизни, то Дж. Бруно высказывает мысль о существовании жизни на дру- гих планетах. Другое дело, что в каждом случае формы жизни могут иметь существенные различия, отличные от тех, которые имеют место на Земле.

Важным выводом космологии Дж. Бруно было учение о беско- нечном пространстве, наполненном конечными мирами. Там нет первооткрывателя, нет и деления на мир тленный и мир небесный, там нет и бестелесного света, ибо нет формы без материи, нет и пространства без тела.

Движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтожная «пылинка». Ни Земля, ни другие планеты не являются центром космоса. Во Вселенной вообще нет ни центра, ни границ. Понятия «центр», «верх», «низ» применимы лишь к отдельным ограниченным системам, но не к космосу, вечному и бесконечно- му. Во Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и рож- даются бесчисленные миры. Наша солнечная система — одна лишь из бесчисленного множества других систем15 .

Гилозоизм Дж. Бруно накладывает свою печать и на учение о познании мира. Человеческий разум не противостоит природе, а выводится из нее. Задача разума заключается в том, чтобы логи-

 

15См.: Бруно Дж. Избранные произведения. М., 1949.


чески отразить физическое, уяснив что физическое есть образ ме- тафизического мира Вселенной.

Предпосылкой познания является сомнение. Нельзя доверять- ся ни мнению большинства, ни традиционной мудрости, ни авто- ритетам, ни догматам веры. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт про- ходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Дж. Бруно также относится с предубеждением. Он полагает, что чувства могут только «возбуждать разум, обозначая дорогу к ис- тине, но не демонстрируя саму истину. Недостаток чувственного ощущения в том, что оно не позволяет видеть бесконечность… ибо бесконечное не может быть объектом чувств»16.

Поэтому в процессе познания на помощь чувствам приходит рассудок. Он осмысливает то, что воспринято чувствами, удержа- но памятью и воображением. Рассудок, опираясь на логику, вы- водит всеобщее из частного.

Выше рассудка стоит интеллект. Он осмысливает результат логического рассуждения, рассматривает его внутренним зрени- ем. Через систему умозаключений интеллект дает освещенную кар- тину мира.

Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция). Проявлением этой высшей ступени познания является непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобщем содержании17.

Достоинство гносеологии Дж. Бруно заключается в том. что он не отрывает интуицию от других форм познания, рассматривая познание как единый процесс, где ощущение становится вообра- жением, воображение — рассудком, а рассудок — интеллектом. Познание есть непрерывный процесс восхождения к высшему со- зерцанию на уровне интеллектуальной интуиции.

В решении проблемы постижения истины Бруно отвергает как притязание теологии, так и компромиссное учение о «двоякой» истине. Истина едина и постигаема только философией. Все ос- тальные притязания есть проявление невежества. В то же время Дж. Бруно отдает себе отчет, что подлинное познание бесконеч- но, ибо бесконечен объект познания — природа.

 

16Там же.

17Там же.


Догматической религиозности Дж. Бруно противопоставил философскую религиозность. Философская религиозность не по- лучила признания со стороны католической церкви и 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на Поле цветов в Риме.

Но его идеи получили дальнейшее развитие в философии Но- вого времени. Это понимание материи как объективной и актив- ной сущности, независимой от Перводвигателя; это положение о бесконечности Природы, бесчисленности миров и о жизни на них; это элементы диалектики по таким вопросам как учение о проти- воположностях, соотношение части и целого, понимание мира как единой целостности; это положение о движении как самодвиже- нии материи в пространстве и времени и т. д.