Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.
Гносеология — учение о познании бытия в мире.
Дедукция —выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному.
Деизм — попытка компромисса между философией и религией. Суть его заключается в том, что философия (наука) принимает идею Бога как первопричины мира, однако развитие мира рассматрива- ет, исключая участие Бога.
Дуализм — учение о двух различных, несводимых, но взаимо- полагаемых принципах. У Декарта — это учение о двух субстан- циях: Бог и мир, дух и материя, душа и тело.
Индукция — наведение, наращивание знания в направлении от части к целому, от единичного к общему, закономерному.
Материя — объективная реальность, развивающаяся во време- ни и пространстве, не зависящая от сознания людей (определение философии Нового времени).
Модус — второстепенное свойство бытия, которое проявляет- ся лишь в определенных состояниях. Тогда как атрибут является основным, неотъемлемым свойством субстанции бытия.
Монада — простая субстанция, элемент структурно-организо- ванного бытия в мире.
Рационализм — философское направление, абсолютизирующее возможности разума и игнорирующее возможности чувственного познания мира.
Сенсуализм — учение, рассматривающее чувства человека в качестве единственного источника знания. Мир воспринимается исключительно как совокупность ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения.
Субстанция — нечто неизменное; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает достаточным осно- ванием реальности мира.
Эмпиризм — философское направление, ориентированное на получение знания только из чувственного опыта и игнорирующее возможности теоретического (рационального) познания.
Назначение VI главы состоит в том, чтобы выявить и обосно- вать основные идеи философии Нового времени, раскрыть особенно- сти этой философии и рассмотреть ее основные направления эмпи- ризма и рационализма, показать отношение к проблеме человека и общества в философии Просвещения.
Для философии Нового времени наиболее характерными явля- ются:
uидея тандема «философия и наука» вместо союза «религия и философия» в ответ на формирование капиталистического способа производства;
uидея новой гносеологии, в рамках которой сознание ориенти- ровано не столько на самопознание (платоновская тради- ция), сколько на познание. Сознание обретает статус ин- струмента познания;
uидея новой методологии или на путях эмпиризма или на до- роге рационализма, но в любом случае ориентир на создание метода, принципиально отличного от метода схоластики;
uидея ставки на разум в философии Просвещения;
uидея естественного права как основы регламента общества Нового времени и др.
Отныне философия ориентирована не на статус быть пропедев- тикой теологии, а на обеспечение «царства человеческого» на земле. Новые задачи потребовали усиленного внимания к проблемам гносе-
ологии и методологии. Наметилась просветительская направлен- ность развития философии через критику религии и теологии.
Актуальной стала проблема соотношения чувственного и раци- онального познания; проблема истины и ее критерия; проблема вли- яния культуры на развитие человека; проблема государства и пра- ва.
Эта проблематика задает ту специфику философии Нового вре- мени, которая отсутствовала в философии Средневековья и даже в философии Ренессанса, хотя мыслителей новой эпохи не без основа- ния именуют последними философами Ренессанса и первыми фило- софами Нового времени.
Разработка новой методологии, принципиально отличной от ме- тодологии схоластической философии, привела к оформлению в рам- ках философии Нового времени двух направлений: эмпиризма и раци- онализма. Эмпиризм в основном был представлен мыслителями Анг- лии, где уже сложился капиталистический способ производства и сформировались буржуазные общественные отношения. Что каса- ется рационализма, то он оказался популярным во Франции и Гер- мании, где только шла идеологическая подготовка к буржуазной революции, которая «созревала под черепом философа».
Наряду с эмпиризмом и рационализмом в Европе складывается философия Просвещения, которая имела свою национальную особен- ность, что позволяет говорить об английской, французской, немец- кой и российской философии Просвещения.