Мировоззрение и его структура

Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня- тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко- торые подчас употребляются как синонимы.

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений. Другими словами, это восприятие мира как оно нам кажется без претензии на адекватное представление мира.

Достоинство мировосприятия в том, что оно является предпо- сылкой миропонимания и мировоззрения.

Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально ок- рашенной субъективности.

Миропонимание — это особая форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на чувственный материал мировосприятия, миропонимание опери- рует категориями определенности, обусловленности и целостнос- ти. С помощью этих категорий обеспечивается процесс упорядо- чивания информации о мире.

Недостаток миропонимания заключается в невозможности по- строить единый категориальный каркас освоения мира. Кроме того, любое чувственное восприятие, возведенное в статус понятия, есть определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а ста- ло быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, опре- деляющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое мес- то, обрести смысл и цель жизни.

Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опи- рается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру.

Главным вопросом мировоззрения является отношение чело- века к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъек- та и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реаль- ность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я».


Мировоззрение, связав человека и мир в субъектно-объектную систему, имеет свою структуру.

Первым компонентом структуры мировоззрения являются по- требности человека. Потребности инициируют отношение субъек- та к объекту, формируют его интерес.

Вторым компонентом структуры является знание. Знание объек- та полагает необходимость и самопознания. Самопознание носит целевой характер, ибо ориентировано на объект интереса.

Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности в диапазоне от общечеловеческих до индиви- дуальных, включая нравственные и эстетические, правовые и по- литические, философские и религиозные.

Со-знание (знание о мире и о себе), пропущенное через ценнос- ти, обеспечивает еще один компонент мировоззрения. Это идея как звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состоя- ния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола.

Идеал инициирует ту практическую силу, которая задает субъек- ту меру рассудочности, формирует его ориентиры на проект цели, определяет задачу и обеспечивает выбор средств, необходимых для достижения цели. Если идеал ориентирован на социально одоб- ряемый результат, то идол ориентирован на принцип: «Цель оп- равдывает средства, победителя не судят». Тот, кто ориентирован на «идол», не застрахован оказаться его заложником.

Замыкает структуру мировоззрения психологическая установка субъекта на объект его интереса. Здесь возможны три варианта.

* Объект вполне удовлетворяет интерес субъекта и последний принимает его в естественной данности.

* Объект не удовлетворяет интересы субъекта и последний при- нимает решение изменить его с учетом своих желаний и своих возможностей.

* Объект не удовлетворяет интересы субъекта, но у последнего отсутствует возможность его изменить. В этом случае субъект «те- ряет» интерес к объекту.

В границах становления и развития человечества фундаменталь- ное мировоззрение обеспечивали мифология, религия и филосо- фия. Для своего времени они формировали исходную посылку отношения субъекта к объекту, обеспечивая культуру страха, по- читания или познания.


Функциональное мировоззрение индивида в системе субъект- но-объектного отношения формируется опосредованно через при- кладное мировоззрение, носителем которого выступает сознание общества в форме политики и права, морали и искусства, науки.

Названные формы сознания общества ассимилируют общече- ловеческие ценности и общие знания фундаментального мировоз- зрения, а затем адаптируют их применительно к конкретной ситу- ации социального пространства и времени, что обеспечивает их эффективное усвоение на уровне индивида. Так, индивид, рабо- тающий в сфере права, будет формировать мировоззрение, суще- ственно отличающееся от мировоззрения ученого, искусствоведа, политика. Это не означает, что оно будет лучше или хуже. Оно будет другим.

Мировоззренческий плюрализм — условие расширенного вос- производства культуры, гарант стабильности и благополучия об- щества, средство предотвращения тоталитаризма.