Проблема человека и общества в философии Просвещения

Рационализм философии Нового времени вызвал к жизни фе- номен Просвещения. Суть его заключается в установке изменить жизнь общества, жизнь человека, опираясь на разум. Отсюда сле- дует ставка на просвещение масс, ибо знание обеспечивает идеи, а идеи превращаются в несокрушимую силу, если они овладевают массами. Утверждение разума шло через критику религии и тео- логии под лозунгами свободы, равенства, братства.

Эпоха просвещения в Англии характеризуется широким рас- пространением естествознания и умеренной критикой религии в условиях становления капиталистического способа производства и торжества буржуазных общественных отношений.

Выразителем этой эпохи можно считать Исаака Ньютона (1643– 1727), математика и физика. В трактате «Математические начала натуральной философии», И. Ньютон сформулировал и обосно- вал законы механики, противопоставив научное знание умозри- тельным спекуляциям. Оформляется новая картина мира, объяс- няющая все явления и процессы мира с позиции законов механи- ки, предполагающих наличие Перводвигателя и субстациональной концепции пространства и времени.

Деизм как учение о том, что Бог создал мир и больше не прини- мает участия в его делах стал отправной точкой отсчета филосо- фии А. Шефтсбери, Т. Рида и др.

Деизм Антони Шефтсбери (1671–1713)носит не столько науч- ную. сколько этико-эстетическую направленность. В работе «Ха- рактеристика людей, нравов, мнений, времен». А. Шефтсбери объясняется принцип единства добра и красоты. Признаками кра- соты являются пропорциональность и соразмерность, добра — альтруизм. Но альтруизм не исключает и возможность эгоизма, который человек может блокировать чувством нравственности. Это чувство автономно, оно не зависит от внешней среды, но нуж- дается в постоянной тренировке. Бог создал красоту. Человек при- нимает ее и дополняет культом Добра.

С концепцией «здравого смысла» выступил Томас Рид (1710– 1796).Он утверждал, что здравый смысл опровергает философс- кие спекуляции Локка, Беркли, Юма. Люди изначально распола-


гают способностями адекватно осваивать мир. И эти способности заложены в них самой природой. Человек, по мнению Рида, —

«культурное животное», ориентированное на удовлетворение сво- их витальных потребностей. Но это создание несет в себе потен- циал логики, вкуса и воспитания, задатки оратора, государствен- ного деятеля, святого. Но из-за недостатка культуры и тренинга эти задатки могут оказаться невостребованными.

Эпоха Просвещения во Франции заявила о своем радикализме. Она готовила Великую французскую революцию «под черепом философа» через антимонархизм и антиклерикализм, через фор- мирование мировоззрения обывателя.

Жульен Офре де Ламетри (1709–1751)в своих работах «Чело- век-машина», «Трактат о душе» рассматривает человека как осо- бого рода машину, которую можно изучить на основании зако- нов механики и активно на нее воздействовать, воспитывая опре- деленный тип личности, в котором нуждается общество.

Дени Дидро (1713–1784)рассматривает общественную жизнь как фактор формирования сознания человека. Д. Дидро один из орга- низаторов «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», предназначенной для осуществления просветительс- кой деятельности. В работе «Мысли к объяснению природы» Дид- ро отстаивает тезис о материальной основе мира, понимая под материей объективную реальность, существующую независимо от сознания людей. Высказывал идеи о самодвижении и саморазви- тии материи.

Этьенн Бонно де Кондильяк (1715–1780)в своих работах «Очерк о развитии человеческих знаний», «Трактат об ощущениях» выс- тупил как продолжатель идей сенсуализма Дж. Локка, объясняя интеллектуальную и нравственную деятельность человека приро- дой его ощущений. Ощущение составляет основу нашего позна- ния, которое есть не что иное как видоизмененное ощущение.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755)в своих знаменитых «Пер- сидских письмах»критикует религию и абсолютную монархию, излагает свое понимание природы и общества. Общество рассмат- ривается по аналогии с природой, при этом общество редуцирует- ся до уровня индивида, общественное бытие — до индивидуаль- ного бытия человека. Основной критерий общества — его соот- ветствие природе человека.


В своем труде «О духе законов»Ш. Монтескье выделяет есте- ственные и социальные законы. Первые определяются особеннос- тями среды обитания. Критерием вторых является мера свободы человека. Свобода определяется как право делать все, что разре- шено.

Клод Адриан Гельвеций (1715–1771)в своем трактате «Об уме»рассматривал индивида в качестве единицы социального анали- за, полагая, что сознание и страсти человека, его потребности и интересы являются единственными движущими силами развития общества. Ощущения человека составляют основание его умствен- ных способностей, а интерес (потребность) — начало морали.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694–1778).Писатель и фило- соф. Анализ «Трактата о метафизике»и «О душе»свидетельству- ют, что Вольтер деист и разделяет концепцию сенсуализма Дж. - Локка, натуральную философию И. Ньютона и критикует фило- софию Г. Лейбница. Рассматривая человека как существо исключительно социальное, Вольтер отождествляет душу и созна- ние человека, ставит ее в зависимость от тела, от его состояния.

Поскольку миром правит не Бог, а основополагающие идеи (Свобода, Равенство, Братство), то Просвещение имеет особое значение. Идеалом человеческого общежития является общество, основанное на принципах разума, а идеалом человека — личность, способная пользоваться собственным умом.

Жан Жак Руссо (1712–1778).В центре его внимания исключи- тельно проблема человека и его отношение к миру. Он выделяет два состояния человеческого существования: естественное и об- щественное. Первое характеризуется равенством, свободой и спра- ведливостью, а второе состояние находится в прямой зависимос- ти от формы государственного правления. Общественное состоя- ние — это состояние ограниченной свободы. Необходимость ограничения обусловлена человеческим общежитием. В работе «Об общественном договоре»Ж. Ж. Руссо разработал идеал обществен- ного устройства на основе договорной теории государства и пра- ва. Свою договорную теорию Ж. Ж. Руссо подкреплял концепци- ей воспитания граждан и ограждения их от дурного влияния внеш- ней среды, заявив о себе как теоретик педагогики.

Просвещение в Германии имело свою специфику. Оно проник- нуто борьбой за объединение Германии. Немецкое просвещение представляют Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер.


Заслуга их в том, что они ставили те проблемы, которые яви- лись отправной точкой для становления немецкой классической философии.

Готхольд Лессинг (1729–1781).В своем произведении «Воспи- тание человеческого рода»,Лессинг поднимает проблему нрав- ственного прогресса. Он выделяет три возраста человечества, свя- зав их со становлением общечеловеческих ценностей Ветхого и Нового Завета. Иудаизм можно рассматривать как «детский бук- варь», христианство — уже зрелая педагогика; но, в конце кон- цов, все религии Откровения исчезнут, когда появится рациональ- ная «религия», которая войдет в жизнь каждого в качестве живой этики.

Представляет интерес и «Натан Мудрый», где Лессинг предла- гает свою философскую притчу о терпимости, которая была акту- альной вчера, а сегодня ее актуальность возросла на порядок.

Иоганн Гердер (1744–1803).В своей работе «Идеи к философии истории»Гердер развивает мысль о том, что общество — это не простая совокупность людей, а определенное состояние культу- ры. И эта культура по отношению к отдельно взятому человеку играет роль фактора развития. Благодаря культуре человек, пре- одолевая природное несовершенство, обретает человеческое со- держание.

Фридрих Шиллер (1759–1805)является одним из родоначальни- ков романтизма. Противоречия между душой и телом, материей и сознанием Ф. Шиллер рассматривал как основание трагичности человека. В «Письмах об эстетическом воспитании человека»не- мецкий мыслитель ратует в пользу художественной деятельности. Только в искусстве можно стать над прозой повседневного бытия и обрести свободу. В развитии человека Шиллер выделяет три сту- пени: физическое состояние, где человек подчинен своей природе; эстетическое состояние, когда он освобождается от природной зависимости и нравственное состояние, где он овладевает приро- дой своего тела, подчиняет свои страсти, упорядочивает свои по- требности.

Имеет свои особенности и русское Просвещение. Оно начало складываться как альтернатива идее государственной централи- зации, как оппозиция прогосударственной церкви. Но широких


масс оно не коснулось. В русском Просвещении складывается не- сколько проблемных направлений:

u «ученая дружина» Петра (Феофан Прокопович, В. Н. Та- тищев, А. Д. Кантемир);

u«русское вольтерианство» Екатерины Великой, М. В. Ло- моносова, Д. Голицына;

uсоциология Д. С. Аничкова, Я. П. Козельского, С. Е. Дес- ницкого;

uрусское масонство в лице Н. Новикова, И. Елагина, Н. Ка- рамзина;

uпереводческая деятельность, благодаря которой западная философия становилась достоянием русского общества.