Социальные и гносеологические основания немецкой философии

Германия XVIII в. пребывала в состоянии социально-экономи- ческого застоя. Если во Франции революция была подготовлена

«под черепом» философа, то в Германии она и осуществилась в голове мыслителя, пройдя незамеченной для обывателя. Место иррациональных общественных отношений заняла философская концепция панрационализма.

Гносеологические корни немецкой классической философии являются производными непоследовательности философии фран- цузского Просвещения.


Мыслители Франции поставили, но не решили вопросы о со- отношении материи и сознания, природы и общества, источников и движущих сил общественного развития.

Французские материалисты рассматривали человека как про- дукт природной и социальной cреды, оставляя открытым вопрос о причине социальной cреды.

Разум — источник надежд французских просветителей. По их мнению, все должно пройти суд разума, все должно подтвердить свою разумность, если не желает оказаться в архиве истории. Но этот тезис французских просветителей носит декларативный ха- рактер, ибо на практике в границах гносеологического отноше- ния они подчиняют разум чувствам.

Немцы поставят все на свое место.

Как в свое время Алигьери Данте исполнил гимн земному пред- назначению человека, так и Г. Гегель своей философией исполнил гимн Разуму, возведя его в Абсолют. Он превратил разум в Солн- це и заставил все вращаться вокруг этого нового светила.