Критическая философия И. Канта

Традиционно в философии Иммануила Канта (1724—1804)вы- деляют два периода: докритический и критический. К первому периоду относятся работы, посвященные естественнонаучным воп- росам. Это «Всеобщая естественная история и теория неба», где немецкий мыслитель высказал ряд оригинальных идей о проис- хождении Вселенной.

Ко второму относят появление основополагающих философс- ких произведений. Эта «Критика чистого разума», «Критика прак- тического разума» и «Критика способности суждения», а также

«Пролегомены ко всякой будущей метафизике», «Основы метафи- зики морали» , «Антропология» и др. В этих работах И. Кант под- нимает общефилософские проблемы познания бытия мира, чело- века и его морали, права и государства.

В основу своей философии немецкий мыслитель берет метод критического анализа, ориентированного на познание возможно- стей человеческого разума. Исследование разума в качестве гно- сеологического объекта позволило Канту сделать вывод о том, что человеческий разум познает мир вовсе не так, как он есть в дей- ствительности. Разуму доступны только явления вещей (феноме-


ны). Что касается чувств, то они обеспечивают нам информацию о действительности внешнего мира.

Но если познание начинается с чувственного опыта, то оно не ограничивается хаосом наших ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается в процессе познания априорными формами про- странства и времени. Эти формы являются неотъемлемым атри- бутом гносеологического субъекта. Они представляют собой зна- ние, полученное до опыта и применимое к опыту в качестве инст- румента его упорядочения.

Чувственный опыт упорядочивается не только априорными формами пространства и времени, но и априорными формами рас- судка. В качестве таковых выступают категории. Их назначение состоит в том, чтобы упорядочить информацию чувств, вложив ее в категориальный каркас рассудка.

По Канту рассудок есть способность мыслить то, что ему пред- ставляют чувства. Чувственность обладает беспонятийным содер- жанием, а рассудок располагает чистыми понятиями. Только их единство обеспечивает познание мира в явленных формах.

Что касается интеллекта как третьей способности познания, то он направлен не на опыт. а на создание правил для деятельности рассудка.

На этой стадии познания мира открывается истина того, что миру явлений «вещей для нас» соответствует сущность мира на уровне «вещей в себе», абсолютное познание которой исключено. Мир сущности — это область трансцендентного. Она обозна- чает то, что находится за пределами возможностей сознания гно- сеологического субъекта. Ее запредельность фиксируется антино- миями нашего разума. Суть антиномии заключается в том, что доказательство тезиса и антитезиса в каждом случае равноценно. В рассуждениях И. Канта есть определенная доля истины. Во первых, мир явлений и мир сущности не тождественны. Если бы это было не так, тогда не было бы проблем познания. Но не все то золото, что блестит. Во-вторых, мир явлений находится в состоя- нии постоянного изменения. Нельзя в одну и ту же реку войти дваж- ды. В-третьих, процесс познания бесконечен. Но это не дает осно- вания отрывать мир явлений от мира сущности. Между ними нет барьера, а есть то что уже познано и то, что еще предстоит по-

знать.


По Канту то, что не под силу теоретическому «чистому» разу- му, подвластно практическому разуму. И в трактате «Критика практического разума» немецкий мыслитель исследует его возмож- ности.

Кант первый из философов поставил вопрос о соотношении теории и практики. Правда, приоритет практического разума свел к моральному освоению мира.

По Канту практический разум опирается на волю. Воля сама себя определяет. Но есть воля природы тела и есть воля разума. В первом случае имеет место зависимость поступков человека от его витальных потребностей, а во втором случае можно констатиро- вать факт реальной, подлинной свободы.

Дуализм необходимости и свободы рождает императив, как

«объективное принуждение к поступку». На уровне необходимос- ти императив условен, на уровне свободы он безусловен. В пер- вом случае он ориентирован на удовлетворения витальных потреб- ностей, во-втором случае — на моральный долг.