Философия самостановления И. Фихте

Эстафету дальнейшего исследования активности человеческо- го сознания и развития идей диалектики принял И. Фихте (1762– 1814).Философское открытие Фихте заключается в том, что мысль человека начинается с осознания своего «Я» и осуществляется в свете этого «Я». В этом смысле все есть «Я» и для «Я».

Первоначальное «Я» есть ничто с потенциалом превратиться в нечто. Но для этого «Я» нуждается в «не-Я» как в зеркале, в кото- ром можно себя увидеть и себя оценить. «Не-Я» это природа, куль- тура, другой человек. Я и не-Я соотносятся как тезис и антитезис. Их единство снимается в синтезе. Синтез есть ничто иное как но- вое состояние «Я», требующего нового «не-Я», за которым следу- ет новое единство как обновленное и обогащенное «Я» в своем развитии и отношении к миру, и так до бесконечности.

В своей философии И. Фихте демонстрирует образец диалек- тического развития «Я», которое постоянно находится в состоя- нии отчуждения, опредмечивания и распредмечивания.

Сама по себе философия И. Фихте не самоценность, а система обеспечения человека в его отношении к миру. Человек не есть заданное существо. Он должен еще состояться. Человек делает себя сам, проявляя свою свободу. К сожалению, констатирует немец- кий мыслитель, люди в своем большинстве не созрели еще до осоз- нания своей свободы и самодеятельности. Они стремятся к гос- подству, не понимая что каждый, считающий себя господином, есть раб.

Особые надежды Фихте возлагает на государство. Его работа

«Основы естественного права согласно принципам учения о на- уке» заявила о себе как практическая философия.


Природа человека общественная. Человек становится челове- ком только среди людей. Право — необходимое условие существо- вания свободных людей в обществе. Если хочешь быть свобод- ным, ты обязан ограничить свою свободу признанием и приняти- ем свободы других. Так оформляется первичное правосознание и правовое отношение.

Подчеркивая приоритет права, Фихте определяет и свое отно- шение к собственности. Без собственности нет гражданина, а без гражданина нет общества. Государство должно контролировать экономическую жизнь, не допуская появления ни бедных, ни туне- ядцев. Каждый обязуется не претендовать на собственность дру- гого и защищать ее от любых форм посягательства.

Своей философией И. Фихте поднял планку субъективной ак- тивности человека, утвердил приоритет практики, внес определен- ный вклад в развитие диалектики.