Философия тождества Ф. Шеллинга

Фихте волнует дела человеческие, Фридриха Шеллинга (1775— 1854)интересует проблема природы, переход ее от неживого со- стояния к живому, от объективного к субъективному, от потенци- ала к экзистенциалу, от объекта к субъекту.

Осмысливая достижения естествознания, Шеллинг ищет источ- ник единства природы, пытается разгадать тайну жизни. Он выс- казывает мысль о взаимосвязи всех процессов и явлений природы; о том, что природа не сотворенная, а творящая. Источник разви- тия природы в ее способности к раздвоению. Природа сама по себе не материя и не дух, не бытие и не сознание. Она — то и другое, вместе взятое.

В 1800 г. Ф. Шеллинг издает «Систему трансцендентального идеализма», где поднимает вопрос о необходимости дополнить натурфилософию трансцендентальной философией.

Рассматривая природу как объект, можно проследить ее эво- люцию от неорганики к органике, обнаружить возникновение жизни и становление субъективности. Это уже предмет анализа натурфилософии.

Рассматривая природу как субъект, можно проследить стрем- ление природы к объективации через антропогенную деятельность


человека, через анализ его культуры. Это предмет трансценден- тальной философии.

Только на стыке одной и другой философии появляется воз- можность не только обрести адекватное представление о станов- лении объекта-субъекта, но и конструировать субъектно-объект- ное отношение взаимосвязи и взаимодействия. Шеллингианское

«Я» — это не абстрактный индивид Дж.-Беркли, для которого мир есть совокупность его представлений, это и не родовой субъект И. Фихте, выводящий «не-Я» мира из своего «Я».

«Я» у Ф. Шеллинга восходит от косной материи к живой и за- мыкается на поведении человека. Человек — связующее звено. Он соединяет мир природы и мир духа. Как мыслящее существо, че- ловек оперирует категориями — предельно общими понятиями — образами, замещающими реальность познаваемого мира.

Немецкий мыслитель выстраивает иерархическую систему ка- тегорий, где каждая категория распадается на две противополож- ные, чтобы затем слиться в одном, еще более содержательном по- нятии, приближаясь к практической деятельности человека, где господствует его воля. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступе- ней своего развития, высшей из которых является готовность к нравственному поступку (поведению).

В трансцендентальном идеализме философские категории впер- вые пришли в движение, и философская система Ф. Шеллинга за- явила о себе как система развития сознания. Идея самосознания И. Фихте получила конкретное воплощение. А несколько позже Г. Гегель создает еще более внушительную картину восхождения сознания к своим более совершенным формам.

Логическим развитием взглядов Ф. Шеллинга явилась его «Фи- лософия тождества». По его убеждению нельзя рассматривать в качестве первоосновы мира ни бытие, ни мышление. Нужно исхо- дить из тождества природы и духа, объекта и субъекта. В этом единстве природа выступает как объект и как субъект. Как субъект, природа обретает статус творца. И творит (созидает и разрушает) в меру своего сознания.

Единство природы и духа — это безличное «ничто», которое несет в себе возможность всего в статусе «нечто».

Последующие рассуждения приводят Ф. Шеллинга к выводу, что рационально объяснить инверсию «ничто» в «нечто» нельзя, ибо инверсия осуществляется через антропогенную деятельность, где бал правит иррациональная воля.


Философия Ф. Шеллинга — демонстрация эволюции его взгля- дов, поиск оптимального решения заявленных проблем без огляд- ки на авторитеты философии. Последнее давало ему право заме- тивть: «Я отличаюсь:

а) от Декарта тем, что не утверждаю абсолютного дуализма, исключающего тождество;

б) от Спиноды тем, что не утверждаю абсолютного тождества, исключающего любой дуализм;

в) от Лейбница тем, что реальное и идеальное не растворяю в одном идеальном, но утверждаю реальную противоположность обоих принципов при их единстве;

г) от собственно материалистов тем, что духовное и реальное не растворяю целиком в реальном...;

д) от Канта и Фихте тем, что я не полагаю идеальное только субъективно (в Я), напротив, идеальному противопоставляю не- что вполне реальное...».

Из этого следует, что при всей похожести с другими, Шеллинг был похож только на самого себя.