Антропологический материализм Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах (1804—1872)в молодости —ученик и страст- ный поклонник идей Гегеля. Об этом свидетельствует посвящен- ное Г. Гегелю диссертационное исследование «О едином, всеоб- щем и бесконечном разуме». Но впоследствии Фейербах выступа- ет непримиримым критиком Гегеля, полагая, что его философия является рационализированной теологией.

 

43См.: Гегель Г. Философия права. М., 1990.


В своих произведениях Л. Фейербах отстаивает принцип вос- хождения от материального к идеальному. Его философия явля- ется одним из вариантов антропологического материализма, рас- сматривающего человека как высшего звена природы. Природа призвана раскрыть земную сущность человека, ибо она наделила его чувствами и разумом.

Таким образом, природная сторона человека в философии Фей- ербаха абсолютизируется и явно недооценивается его социальная сторона. Что касается духовной, то она не принимается во внима- ние.

Исходным пунктом немецкого мыслителя является идея: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и люб- ви, Фейербах стремился на этих началах создать теорию общества справедливости. Гуманистическая направленность философии Фейербаха вызывает симпатию, но она оставляет открытым воп- рос: почему любовь сменяется ненавистью, а силы созидания ус- тупают силам разрушения. Философия, замешанная на всеобщей любви с претензией быть моделью для всех народов и на все вре- мена, стала утопией. Философии Л. Фейербаха хватило на крити- ку феодализма и его устоев, но недостало на конструктивные пред- ложения по изменению его сущности.

Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в постановку и решение целого ряда философских проблем. Но при всей симпатии к культу разума, она не оправдала надежд, а потому и получила свое отрицание в дальнейшем развитии фило- софской мысли.