Марксизм — философия, ориентированная на создание «чело-
веческого общества и формирование общественного человека». Неотомизм — теологическая доктрина католицизма с претен-
зией примирить догматы веры и требования разума.
Неофрейдизм — философия оздоровления общества средства- ми психоанализа.
Персонализм — философия приоритета личности и ее ценност- ных ориентиров.
Позитивизм — философия с претензией на статус науки.
Постмодернизм — общее название концепций, претендующих на объяснение сути и ценностей постсовременной культуры.
Прагматизм — философия успеха, тождества истины и пользы. Римский клуб — общественная организация, исследующая по- следствия научно-технической революции и рассматривающая гло-
бальные проблемы современности.
Сциентизм — претензия на приоритет науки в жизни общества.
Феноменология — наука о сознании, созерцающем сущности мира.
Философия жизни — объяснение жизни из самой жизни. Философская антропология — философия поиска онтологичес-
кий оснований жизнедеятельности человека, его бытия.
Экзистенциализм — философия существования человека, его самоосуществления.
Назначение VIII главы учебника состоит в том, чтобы вскрыть и обосновать основные идеи постклассической философии, выявить ее особенности и рассмотреть основные направления.
Центральной идеей постклассической философии является ирра- циональность человека в обществе тоталитарного отчуждения. Идея сущности человека уступает место идее его существования. Заявляет о себе идея переоценки ценностей в условиях формальной рациональности.
В условиях формирования капиталистического способа производ- ства и превращения науки в непосредственную производительную силу общества философия переживает свой звездный час. Она под- нимает онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает мес- то философскому антропоцентризму Нового времени. В новом ка- честве антропоцентризм обосновал необходимость индустриаль- ного освоения природы. Однако эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего и от самого себя. Человек превратился в общественную функцию, стал средством достижения сомнительных целей.
Все это обусловило поворот философии XIX—XX вв. к проблеме человека. Она предпочитает рассматривать не абстрактную сущ- ность человека, а его конкретное существование в условиях «фор- мальной» рациональности, скрывающей свою подлинную иррациональ- ность.
В условиях формальной рациональности культ разума не оправ- дал себя. На смену монистической философии панрационализма при- шел философский плюрализм. Этому содействовало и значительное усложнение социальной структуры общества, появление новых со- циальных групп, нуждавшихся в своем мировоззрении.
В рамках философии складываются такие направления, как по- зитивистское, деятельностное, антропологическое, философско- теологическое, социально-критическое и др.
Философские школы позитивизма поднимают философские про- блемы науки, формируя мировоззрение в основном той научно-тех- нической интеллигенции, которая рассматривает научно-техничес- кий прогресс в качестве средства решения любых социальных про- блем.
Философские школы деятельностного направления разрабатыва- ют социально-политические проблемы развития общества, форми- руя мировоззрение тех масс населения, которые связывают свою судьбу с решением этих проблем.
Философские школы антропологического направления занимаются проблемами человека и его отношением к миру, формируя мировоз- зрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех, кто остро испытывает и переживает отчуждение человека.
Философские школы религиозной направленности продолжают обосновывать целесообразность религии формируя мировоззрение тех людей, кто уповает найти в религии спасение от социальных и духовных невзгод.
Философские школы социально-критического направления ориен- тированы на анализ сущего и проектирование должного, формируя мировоззрение тех слоев населения, которые наиболее остро пере- живают глобальные проблемы современности и готовы внести свой вклад в их решение.
Эти направления в основном характеризуют общее состояние философии XIX–XX веков, не исключая появление новых школ, тече- ний, направлений, отвечающих духу времени.
Философский плюрализм XX века свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «при- рода — общество — человек» возникают нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений.