Антропологическое направление

Это направление оформилось в трех основных школах: фило- софия жизни, экзистенциализм и философская антропология.

Методологии классического рационализма оно предпочитает иррационализм. Последний существенно ограничивает возможно- сти разума, акцентируя внимание на бессознательных процессах человеческого «Я». Если позитивизм, ориентируясь на науку, пре- вращал философию в чистую методологию, то представители школ антропологического направления усиливают значимость мировоз- зренческой функции философии, но ценой отказа от научности.

Тенденции иррационализма наиболее сильно проявились в фи- лософии жизни. Ее представители: Ф. Ницше (1844–1900), В. Диль- тей (1839–1911), Г. Зиммель (1858–1918), А. Бергсон (1859–1941).

На формировании философии жизни сказалось творчество Ар- тура Шопенгауэра (1788–1860), его сочинение «Мир как воля и представление», где доминирует слепая воля к жизни. Утверждая свою волю, каждый человек рассматривает всех других либо как средство, либо как препятствие на пути к цели.

Фридрих Ницше уточняет концептуальную идею Шопенгауэ- ра. Доминантой общества является не столько «слепая воля к жиз- ни», сколько «сознательная воля к власти» в условиях борьбы за выживаемость. Время романтики прошло. Мир превратился в аре- ну, где успеха добивались не самые умные и справедливые, а са- мые коварные и жестокие. В этих условиях Ницше заявляет о не- обходимости пересмотра общечеловеческих ценностей, обеспечи- вающих форму без содержания.

Мыслитель отвергает рационализм философии, не приемлет христианство, переступает через каноны буржуазной морали. В своей работе «Человеческое, слишком человеческое»Ницше по- казывает, что в условиях подготовки к переделу мира идеи любви, равенства, братства и справедливости всего лишь пустые слова, которые скорее обманывают, чем обнадеживают.

Такой духовной атмосферы Ф. Ницше не выносит. Он в пря- мом смысле сходит с ума, диагностировав своей судьбой перспек- тиву XX века.

Академический характер философии жизни придают работы Вильгельма Дильтея и Георга Зиммеля. Их усилиями закладыва-


ются основания нового метода, не столько познания, сколько «по-

нимания» — метод герменевтики.

Герменевтика ориентирована на непосредственное постижение исследуемого феномена, либо через самонаблюдение, либо через

«вживание, сопереживание и истолкование»48.

Внерациональному восприятию мира отдает дань и Анри Бер- гсон. Основание мира он видит в «жизненном порыве». Жизнен- ный порыв — это потенциал космоса, реализующий себя через твор- чество человека и постигающий себя через интуицию человека.

 

Основными представителями философии экзистенциализма являются: Ф. М. Достоевский (1821–1881), Л. И. Шестов (1866– 1938) в России; М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969) в Германии; Г. Марсель (1889–1973), Ж.-П. Сартр (1905–1980), А. Ка- мю (1913–1960) во Франции.

Предтечей экзистенциализма является датский философ Серен Кьеркегор (1813–1855), критиковавший Гегеля за потерю индиви- дуальности человека, за приоритет общего над единичным, сущ- ности над существованием49.

Исходным тезисом философии экзистенциализма является то, что для отдельного человека главное в жизни не абстрактные идеи, а конкретные проблемы существования в условиях зла и неспра- ведливости, которые нужно учиться не столько понимать, сколь- ко принимать.

Если И. Кант ставил вопрос «что такое человек», то экзистен- циализм вопрошает: «Можно ли стать человеком в эпоху абсур- да?» Ответ на этот вопрос влечет за собой проблему свободы и ответственности в обществе тотального отчуждения. где персони- фикация общественных отношений вызывает деперсонификацию человека и появление феномена усредненного человека, которого нет в действительности, но все на него равняются50.

С другой стороны, свобода, как «постоянный спутник челове- ка, требует «быть иным», проектировать себя, выбирать, опреде- лять свое отношение к миру и отвечать за выбор, испытывая веч- ное беспокойство и тревогу51 .

 

48См.: Гадамер Х. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

49См.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 50См.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. 51См.: Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992.


Реализовать свободу в обществе абсурда практически невозмож- но. Все проблемы отношения человека к миру в рамках этого об- щества сводятся к одной — «стоит или не стоит жизнь того, что- бы жить…»52 Отчужденное состояние человека превращает его сознание в «несчастное сознание» в диапазоне от готовности быть заложником другого до желания использовать при решении сво- их проблем социально неодобряемые средства.

Человек заявил о себе как об объекте философского анализа и в философской антропологии, представителями которой являют- ся Макс Шелер (1874–1928) и Гельмут Плеснер (1892–1985).Все их усилия были направлены на поиск антропологических оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, пра- ва, социальных институтов. Не без основания они делают вывод о том, что религиозная антропология посеяла страх в душе челове- ка, а философская антропология Нового времени породила ил- люзию всемогущества человеческого разума. В действительности человек существо эксцентричное. Будучи многомерным по своей сути, человек в поисках себя, своей устойчивости, вынужден по- стоянно выходить за пределы своего «Я» на уровне игры, творче- ства и риска выбора модели желаемого «Я». Человеку уже не вер- нуться в природу. Ему остается только двигаться вперед, преодо- левая себя и, делая себя в рамках своей жизнедеятельности.