Философско-теологическое направление

Это направление постклассической философии представлено неотомизмом и персонализмом.

Неотомизм— официальная философско-теологическая доктри- на католицизма, провозгласившая себя «философией, сохраняю- щейся в веках». Ее истоки уходят в философию Томмазо (Фомы) Аквинского (1224–1275).Согласно томизму все догмы христиан- ства абсолютны и безусловны.

Основные представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен (Франция); Д. Мерсье, А. Дондейн (Бельгия); М. Грабман (Германия); К. Фаб- ро (Италия).

Свою задачу видят в том, чтобы примирить догматы веры с мыслящим разумом, согласовать внерациональные положения

52См.: Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.


религии с рациональным знанием и тем самым оправдать догма- ты христианства. Как полагают неотомисты, вера без разума пре- вращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в горды- ню самонадеянности.

Примирение веры и разума, теологии и философии — это на- чало преодоления хаоса, за который несет ответственность «бес- плодный» союз философии и науки. Индивидуализму и сомнитель- ному коллективизму следует противопоставить солидаризм и лю- бовь к ближнему.

Согласно неотомизму, истины веры сверхразумны, но не про- тиворазумны. Право говорить, что такое Бог, является прерога- тивой религии. Право судить, чем не является Бог, остается за философией с ее рационализмом.

Для неотомизма, как и в далеком вчера, характерна попытки ассимилировать некоторые научные идеи или открытия. В этом отношении показательна позиция П. Тейяра де Шардена53.

 

Персонализмвозник на рубеже XIX–XX вв. прежде всего во Франции и в США. Основные его представители Э. Мунье, Ж. - Лакруа (Франция); Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг (США). Свою за- дачу видят в том, чтобы примирить религию и культ человека.

Персонализм принимает мир как со-творчество Бога и челове- ка. И если Бог выступает в качестве верховной личности, то чело- век рассматривается как первичный субъект творчества в полноте своих проявлений. Поскольку истоки в творческой активности представлены Богом, то из этого следует необходимость постоян- ного диалога человека с Богом.

Общая установка персонализма (примирить принципы христи- анства с ключевыми гуманистическими ценностями, создать ци- вилизацию без антагонизмов и угнетения, обеспечить «новое Воз- рождение») — вызывает не только чувство симпатии, но и пони- мание того, что это еще одна утопия, ибо апелляция к личности при игнорировании социальной среды — это еще одна крайность.

 

53

См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.