Философия в конце XX века

Наиболее авторитетным направлением постклассической фи- лософии в конце XX в. является постмодернизм. Он не является направлением в привычном смысле этого слова, ибо объединяет философов различных взглядов. Но общим для них является убеж- дение, что классическая философия исчерпала свои возможности и больше уже не может быть формой самосознания общества эпо- хи постсовременной культуры56.

Наиболее известные представители философского постмодер- низма являются Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и др.

Задачи философии в условиях сосуществования и противосто- яния различных ценностных ориентаций они видят не в поиске

«предельных оснований бытия», а в исследовании логики сосуще- ствования антиподов, в описании конфликтных ситуаций.

Идеалом философии в отличие от других форм сознания рас- сматривается повышенная чувствительность, обостренный инте- рес к нестандартным ситуациям, неординарной сложности.

Бытует мнение, что философия должна уступить место искус- ству, поскольку его язык более пластичен и больше подходит к адекватному описанию действительности. Оно способно выразить смыслы и оттенки многообразия рассматриваемого мира.

Представители философии постмодерна считают, что плюра- лизм философии XX в. не позволяет относиться ни к одной школе с доверием, ибо их направленность на освоение мира скорее субъек- тивна, чем объективна. Единственно оправданное отношение ко всем философским школам и к каждой в отдельности — ирония, констатация ограниченности любого утверждения.

Налицо оформление особой формы скептицизма, отличного от античного и не имеющего ничего общего с декартовским или юмовским сомнением.

 

Еще одним явлением в философии конце XX в. является рас- пространение компаративной философии, ратующей за диалог различных философских культур. Компаративистика (сравнитель- ные исследования) исходит из того, что ни одна из философий мира

 

56См.: Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Философия по краям. М., 1994.


не может претендовать на полное познание истины. Ибо Истина о мире в наше время — это не картина одного художника, а мозаи- ка, составленная усилиями всех. Поэтому все претензии европо- центризма или восточного центризма заявить о своих приорите- тах не имеют никакого основания.

Каждая эпоха, каждое направление, каждая школа, каждый философ вносят свой вклад в процесс обретения истины о мире, и каждый должен принять во внимание, что вне целого его усилия ограничены и мизерны, но и без его усилий целое не будет полным и задача обретения Великой Истины не будет выполнена.

Время философских систем прошло. Пришло время компара- тивистики, осуществления сравнительных исследований. Чтобы не потерять философское наследие и оценить его адекватно, необ- ходимо переступить через любые проявления центризма, учиты- вать философский опыт в рамках диалога всех стран и народов, всех исторических эпох. Только так можно сохранить содержание мировой философии и выявить перспективу ее развития.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие обстоятельства породили философский плюрализм, когда на смену философских систем пришло многообразие философских на- правлений? Раскройте содержание позитивизма и проследите его эво- люцию.

3. Сделайте анализ философии марксизма и определите его перспективу: марксизм имеет будущее или он принадлежит только истории.

4. Какая общественная потребность вызвала к жизни философию праг- матизма?

5. Дайте общий анализ школ антропологического направления в пост- классической философии, выявите их основания.

6. Какие проблемы рассматривает и решает «философия жизни»?

7. Какие проблемы составляют предмет исследования философии экзис- тенциализма?

8. Какова сущность концепции человека в философской антропологии?

9. Раскройте содержание философии томизма и определите перспективы ее развития.

10. Что нового в рассмотрении человека вносит философия персонализма?

11. Дайте сравнительный анализ всех школ социально-критического на- правления в постклассической философии XX века.

12. Какие проблемы и на каком уровне рассматриваются и решаются представителями франкфуртской социальной философии?


13. Имеет ли основание попытка неофрейдизма осуществить синтез фрей- дизма и марксизма?

14. Насколько перспективен вывод Римского клуба о приоритете рево- люции человека и его качеств?

15. Дайте анализ философии постмодерна.

16. Определите ориентиры компаративной философии.