Ключевые понятия

Всеединство — состояние единства мира и человека, воплоща- ющее идеал сродности и соборности на основе «великого синте- за» религии, науки и философии.

Ноосфера — сфера взаимодействия в системе «природа — об- щество — человек», в пределах которой антропогенная деятель- ность становится определяющим фактором развития бытия в мире.

Общее дело — высшая цель и организация человеческих уси- лий, которым предшествует сродность и софийность.

Соборность — олицетворение паритетных отношений мира и человека, единство общего и единичного, целого и части, их диа- лог и согласие.

Софийность — ценностный ориентир на сотворчество мира и человека.

Сродность — начало, объединяющее род человека и природу.


Назначение IX главы учебника состоит в том, чтобы вскрыть и обосновать основные идеи отечественной философии, выявить осо- бенности и рассмотреть основные направления ее развития. Для отечественной философии характерны: идея сродности с приро- дой и соборности с миром; идея софийности в системе «природа — общество — человек»; идея всеединства человека и мира на основе

«синтеза» религии, науки и философии; идея общего дела как выс- шей цели и организации человеческой деятельности; идея антропо- космизма как воплощенного диалога человека и мира, коэволюции общества и природы; идея ноосферы.

Отечественкая философия зарождалась в условиях смешения языческой, византийской и степной культур. Она тесно связана со своей религиозной почвой. На ней сказалось влияние западной фило- софии.

Отечественная философия изначально тяготеет к рационализ- му, но не к европейскому академическому, в к практическому с ярко выраженным нравственным ориентиром. Она антропологична, ибо замыкается на феномен человека; она историософична, ибо подни- мает вопросом о смысле истории; она социологична, ибо рассмат- ривает проблемы общественного развития; она диалогична, ибо своей сутью ориентирована на общее дело, на формирование пара- дигмы антропокосмизма.

Отечественная философия начинается как протофилософия в форме просвещения, обеспечивая формирование философии славя- нофильства и философии радикализма от декабристов до «русско- го» марксизма; а также проторив путь той философии, которая начинает свое становление с идеи сродности и обретает перспек- тиву в идее диалога, концепции антропокосмизма и ноосферы.