Философия как особый тип мировоззрения ориентирована не на образы страха и не на образы поклонения, а на рождение обра- зов познания и самопознания в системе субъектно-объектного от- ношения3.
Философия возникает, когда в обществе и в жизни отдельного человека появляются нестандартные проблемы, не имеющие ана-
2См.: Лосева И. Н. Миф и религия… // Вопросы философии. 1992. № 7;
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
3См.: Философия и мировоззрение. М., 1990.
логов своего решения; когда человек обладает определенной ме- рой свободы. Он может остановиться, оглянуться и вопрошать: что он может знать, что он должен делать, на что смеет надеяться; когда культура данного народа и конкретного индивида предрас- положена к рефлексии (самосознанию), наделена способностью удивляться, сомневаться и страдать.
При отсутствии даже одного из трех заявленных условий фи- лософия как особая форма общественного и индивидуального со- знания не состоится.
Представляет ли философия абсолютную ценность? Нет не пред- ставляет. Люди могут существовать и не испытывать никаких ком- плексов, пока они заняты в сфере репродуктивной деятельности в рамках культуры традиционного общества. Но философия абсо- лютно необходима в сфере творческой деятельности, где человек сталкивается с нестандартными проблемами и где он может реа- лизовать свою свободу, решая эти проблемы. Исследуя предель- ные основания бытия мира, философия открывает возможность постичь всеобщие законы развития мира, а стало быть, вооружить человека знанием о действии этих законов.
Способность к абстрактно-логическому мышлению человеку дана как потенциальная возможность и только занятие филосо- фией обеспечивает трансформацию этой возможности в действи- тельность.
Будучи душой культуры, философия инициирует удивление и сомнение, формирует аналитический взгляд на мир и на человека в диапазоне от познания до самопознания.
Общество и человек востребуют философию, когда актуальны- ми становятся вопросы как познать то, что несет в себе неопреде- ленность, и во имя чего это нужно сделать.
За этими вопросами стоят возможности основных функций философии: методологической и мировоззренческой. Первая по- могает не только смотреть, но и видеть, отвечая на вопросы «что есть что». Вторая обеспечивает проекцию со-знания (соотнесение знания о мире и о себе) через призму ценностных ориентиров.
Эффективность и мировоззренческой, и методологической фун- кции обеспечивается зрелостью теоретической философии, содер- жанием которой выступает онтология (учение о бытии мира и бытии в мире); гносеология (учение о познании бытия); аксиоло-
гия (учение о ценностях мира и человека); праксиология (учение об оптимальных формах преобразования бытия в системе «при- рода, общество, человек») и наконец логика как учение о культу- ре мышления.
Теоретическая философия является предпосылкой практичес- кой философии на уровне философии природы, философии обще- ства и философии человека; в форме философии политики, фило- софии права, философии морали, философии искусства, филосо- фии религии и философии науки.
Являясь учением о предельных основаниях бытия, философия ориентирована на знание общего. Знание общего является отправ- ной точкой отсчета освоения единичного с целью выявления в нем особенного, что и составляет содержание исследовательской за- дачи в любой сфере познания мира.
Предметом философии является взаимосвязь и соотношение единичного и общего, субъективного и объективного, конечного и бесконечного. Особый статус предмета философии, его погра- ничность обусловливает и специфику методов философского ос- воения мира.
Главным методом философского познания является метод реф- лексии.Рефлексия означает критический анализ собственного пси- хического состояния и собственной жизнедеятельности. Только философская рефлексия является основанием обретения челове- ком своей адекватности.
Хорошо зарекомендовал себя диалектический метод. История его становления и развития начинается в античности и продолжа- ется в классической немецкой философии, а также в философии марксизма. Он продуктивно работает в пределах освоения объек- тивной реальности.
Заявил о себе и метод герменевтики.Как метод, герменевтика начала складываться в «философии жизни» во второй половине XIX в. Это метод понимания и интерпретации текстов. Аксиомой герменевтики является единичность текста и плюрализм его ин- терпретаций. Последнее актуализирует проблему адекватности интерпретации текста. Метод герменевтики плодотворен и в ра- боте с субъективной реальностью, примером которой могут быть отношения людей в обществе.
В арсенал философских методов XX в. вошел феноменологичес- кий метод.Этот метод обеспечивает возможность «чистить» наше
сознание, очищать мысль о предмете познания от различных ис- кажений со стороны нашей субъективности.
Зарекомендовал себя и метод структурно-функционального ана- лиза,ориентированный на исследование структурно-организован- ных элементов, взаимодействующих в составе целого.
Арсенал философских методов пополнил и метод синергетики,продуктивно работающий при исследовании самоорганизующихся систем.
Широко используются в качестве вспомогательных общелоги- ческие методы.Это методы анализа и синтеза, индукции и дедук- ции, аналогии, абстрагирования и т. д.
Многообразие методов косвенно свидетельствует о необычай- ной сложности предмета философии и богатстве ее возможностей. Проведенный анализ основных исторических типов мировоззре- ния подтверждает их историческую целесообразность и необходи- мость. Философия возникла на определенной стадии развития об- щественного и индивидуального сознания. Она развивается в соци- альном пространстве и времени, имеет свою историю, что дает основание говорить об исторических и национальных типах фило- софии, о ее вертикальной и горизонтальной преемственности. Каж- дый из типов философии имеет свою особенность, но это не основа- ние для вывода, что одна философия лучше, а другая хуже. В каж- дом случае это будет иная философия, но всегда с претензией быть
«эпохой, схваченной в мысли».
Философия не является изобретением Запада или Востока. Она не является продуктом индивидуального творчества. Это итог умственных усилий целых поколений. Для установления истины отдельный мыслитель оставляет после себя очень мало информа- ции, но когда все собирается вместе получается величина, достой- ная внимания и изучения.