Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности

На становление славянофильства оказало влияние не только Просвещение, но и отчасти «Философические письма» П. Я. Чаа- даева.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)в своих произведениях реализовал критическую направленность, унаследованную от сво- его деда — М. М. Щербатова. По его мнению, Россия пребывает


в спячке. Но проснувшись, она должно идти не вслед за Западом, а выйти на свою дорогу. Чаадаев верит, что у России есть свое будущее, свое предназначение. Ей еще «предстоит дать ответ на важнейшие вопросы, которые занимают человечество»57.

Самобытность России стала объектом философского анализа К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Каждый из них внес свой вклад в формирование философии славянофильства.

Иван Васильевич Киреевский (1806–1856).Получил европейское образование. Западный путь развития отвергает, ибо там господ- ствует католицизм. Для католика нормой является повышенная социальная активность, перерастающая в насилие. Умственный радикализм католика является предпосылкой его политического радикализма. Посему отечественная философия должна опирать- ся на «верующий разум, а не на умственный силлогизм». Только в этом случае она сможет выполнить свое назначение — быть пово- дырем для слепого.

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860).Самобытность на- рода Аксаков видел в том, что он лишен стремления к власти, по своей природе он не государственен. Община предпочитает путь мира. Она живет заповедями Христа с ориентиром на естествен- ное право и власть авторитета. Что касается государства, то оно живет по своим декретам, опираясь на авторитет власти. По мне- нию Аксакова, настало время возродить принцип взаимного не- вмешательства в дела друг друга.

Идею самобытности народа и его соборности развивает и Алек- сей Степанович Хомяков (1804–1860).Критически оценивая евро- пейский рационализм, он отдает предпочтение отечественной культуре, где оптимально сочетается разум и вера, свобода и не- обходимость. Это единство позволяет вести речь о соборности людей этой культуры.

Соборность — это не физическая общность людей, а их духов- ное единство, ориентированное на паритет человека и мира, на их стремление к диалогу и гармонии. Стержнем соборного сознания является верующий разум, не имеющий ничего общего с рассуд- ком. Основой соборности являются община в деревне и артель в промышленности. Они объединяют хозяйственное и нравственное начало, составляют потенциал будущего58.

 

 

57См.: Чаадаев П. Я. Философские письма. Сочинения. М., 1989.

58См.: Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1989.


Идеи славянофильства разделяет и Николай Яковлевич Данилев- ский (1822–1885),о чем свидетельствует его основная работа «Рос- сия и Европа».

Автор концепции культурно-исторических типов утверждает, что Запад пережил «апогей своего цивилизационного величия», и на очереди теперь возвышение славянства59 .

Идеи Данилевского чеканит его последователь Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891).По мнению Леонтьева, задача заключается в том, чтобы сохранить свой потенциал, уберечь себя от губительного «европейничанья»60.

Славянофильские идеи соборности не обошел своим внимани- ем и Федор Михайлович Достоевский (1821–1881).Он полагал, что потеря соборности равносильна потере человеческого в человеке, ибо только верующий разум может обуздать эгоизм человеческой природы. Славянофильство, порожденное Просвещением, заяви- ло о целесообразности и необходимости собственного пути раз- вития, отличного от западного.