От философии сродности к философии общего дела, от монолога к диалогу

И философия славянофилов, и философия радикализма оказа- лись всего лишь предпосылочными линиями становления и раз- вития отечественной философии. Эти две линии, несмотря на бо- гатство концепций и оригинальность их носителей, не имели пер- спективы, ибо в них доминировала проблема практической философии без достаточно серьезного обращения к теоретичес- кой философии, без проработки собственных фундаментальных оснований. Этим объясняется и декларативный характер концеп- ций как славянофилов, так и радикалов, отсутствие добротных конструктивных идей, имеющих долгосрочную перспективу.

Истоки собственно отечественной философии просматриваются в Просвещении, где усилиями Григория Савввича Сковороды (1722– 1794)намечается обращение к онтологическим и гносеологичес- ким проблемам теоретической философии. Усилиями славянско- го Сократа складывается равновесие разума и веры, определяется этическая направленность философии. Понятие сродности приро- ды и человека является исходной категорией философии Г. Ско- вороды, которая фиксируется не холодным рассудком, а сердцем, соединяющим и веру, и разу, а посему способным «познать само- го себя». «Философию сердца» продолжает разрабатывать Пам- фил Юркевич (1827—1874),выпускник Киевской духовной акаде- мии, заведующий кафедрой философии Московского университе- та с 1861 г.

Следующий шаг на пути единства веры и разума сделал Влади- мир Сергеевич Соловьев (1853–1900).Он видит свою задачу в том, чтобы создать мировоззренческую систему, которая обеспечива- ет человеку свободу творческой мысли. Он ратует за осуществле- ние «универсального синтеза религии, науки и философии», где наиболее полно и исчерпывающе раскроются возможности каж- дого компонента заявленного тезиса. Знание о реальном мире обес-


печит наука; об идеальном мире — философия; об Абсолюте Бога, его трансцендентности — религия.

Универсальный синтез воплощает идеал сродности и соборно- сти и обеспечивает идею всеединства. Вне этого синтеза филосо- фия превращается в систему «отвлеченных начал», религия теряет свое первоначальное влияние на жизнь общества и человека, а наука вырождается, становится разновидностью «игры в бисер». Идея всеединства должна стать не только основанием для воз- рождения религии, философии и науки, но и базой духовной оп- позиции грядущей революции. В. Соловьев не сомневается, что социализм более справедливая общественная система, чем капи- тализм, но его беспокоит недостаточное внимание социализма к духовной жизни, его атеистическая направленность и прагмати-

ческий характер.

Философия всеединства, по мысли В. Соловьева, должна не только стать воплощением нового качества религии, философии и науки, но и обеспечить органическое единство эмпирического и теоретического, чувственного и рационального. Более того, но- вая философия, не проявляя всеядность, должна соединить вос- точное понимание и западное знание, обеспечить осуществление софийности, как ценностного ориентира на со-творчество мира и человека.

По мнению В. Соловьева, триединство (универсальный син- тез) должны обеспечить решение проблемы абсолютной истины, сделать то, что не под силу только науке, только философии или только религии. В свою очередь абсолютная истина выступает условием обеспечения подлинного смысла жизни. Вне этой ис- тины, когда бал правит релятивизм, все разговоры о смысле жиз- ни теряют смысл67.

Идея всеединства нашла свое развитие в философском твор- честве Н. А. Бердяева и Н. О. Лосского.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948).Его перу принад- лежат: «Смысл творчества», «Смысл истории», «О назначении человека», «Судьба человека в современном мире», «Дух и ре- альность», «Самопознание» и др.

Объектом философии Н. Бердяева выступает прежде всего че- ловек. Но мыслителя волнует не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его спо-

 

67См.: Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.


собность к познанию и самопознанию, к проектированию и са- мопроектированию. Подлинное творчество по плечу только сво- бодному человеку.

По мысли Н. Бердяева, творчество и есть подлинное основа- ние смысла жизни. Философия должна связать теоретический и практический разум, обеспечить целостность познания формы и содержания, явления и сущности. В этой целостности разум объе- диняется с волей и чувствами. Воплощенное единство сущност- ных сил человека противостоит рационалистической рассечен- ности68 .

Идею всеединства разделяет и Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965).От целостности мира он идет к целостности культу- ры. Бытие мира самодостаточно. Все в нем гармонично и целе- сообразно. И постигается эта целесообразность исключительно интуицией. Как целостное знание, интуиция, охватывая чувства, разум и волю человека, обеспечивает человеку возможность ос- ваивать всеединство мира69.

Продолжением идеи сродности, соборности, всеединства и со- фийности явилась идея общего дела, сформулированная в фило- софии космизма Николая Федоровича Федорова (1828–1903). С точ- ки зрения мыслителя, идея общего дела — это идея регуляции при- роды. В этом управлении слепыми силами должны найти свое место философия и наука, техника и искусство. Сообща они дол- жны устранить противостояние в системе «природа — общество — человек», обеспечив их гармонию. Человек не должен быть ни рабом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, во- лей и чувствами.

Регуляции с помощью Разума подлежит Человек, Земля, Сол- нечная система… Вселенная.

Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления; рационально использовать недра Земли и энергию Солнца. Можно преодолеть смерть и осваивать Вселен- ную. Все это можно, ибо по своему призванию человек — творец, субъект общего дела.

 

 

68См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

69См.: Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

70См.: Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982.


 

Н. Федоров полагал, что философия общего дела может внести смысл в историю человечества, ибо она способна внушить веру в беспредельные его возможности70. В философию космизма вне- сли свой вклад и такие оригинальные мыслители как К. Э. Циолковский (1857–1935)и В. И. Вернадский (1863–1945).Пер- вый ищет ответ на вопрос о вселенских целях жизни, обосновывая тезис о торжестве разума над уравнительными тенденциями раз- вития мира. Второй является основоположником концепции о ноосфере, которая имеет тенденцию к непрерывному расширению и утверждению единства человека и космоса.

 

Размышляя над становлением и развитием отечественной фи- лософии в конце XX в. и принимая во внимание реальность глобаль- ных проблем, можно сказать, что если философия Общего дела стремилась придать смысл истории человечества, то вся отече- ственная философия в своем развитии несет в себе возможность выработать принципиально новую парадигму антропокосмизма, ориентированную на диалог человека и мира, на оптимальное ре- шение глобальных проблем современности, не решаемых в услови- ях парадигмы противостояния «Я» и «не-Я», как парадигмы силы и монолога (диктата).

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите истоки отечественной философии.

2. Проследите становление отечественного Просвещения, установите его специфику по сравнению с немецким, французским, английским Про- свещением.

3. На чем основана славянофильская концепция о самобытности народа и его соборности?

4. В чем сущность соборности как исходной категории философии сла- вянофилов?

5. Почему философия славянофилов прошла этап своего становления, но не обрела перспективу?

6. Определите основания философии радикализма.

7. Какие условия и факторы вызвали к жизни феномен декабризма?

8. Какова направленность философии революционных демократов и ее основания?

9. Почему «революционный демократизм» оказался невостребованным, а хождение в народ обернулось его поражением?


10. В чем специфика философии «русского марксизма», чем она отлича- ется от философии подлинного марксизма?

11. Имеет ли «русский марксизм» перспективу своего развития или его место в архиве истории?

12. Определите понятия сродность, соборность, всеединство, софийность, общее дело и установите ось преемственности.

13. Проследите эволюцию идей сродности, соборности, всеединства, со- фийности и общего дела.

14. Имеет ли отечественная философия свое будущее?