Уровни и формы организации бытия в мире

В отличие от бытия мира бытие в мире структурно организо- ванно.

Уровень неживой природы представляют элементарные части- цы, о которых античный мыслитель Анаксагор провидчески за- метил: «В малом нет наименьшего, но всегда есть меньшее». Кро- ме элементарных частиц этот уровень включает атомы, молеку- лы, макротела, планеты, системы планет, галактику, метагалактику. Он несет в себе предпосылку жизни и при опреде- ленных условиях она становится реальностью, подтверждая само- организацию бытия в мире и обеспечивая условия для организа- ции и проявления биосферы.


Уровень биосферы представлен системами доклеточного состо- яния. Это нуклеиновые кислоты и белки. Кроме того он включает клетки, одноклеточные организмы, многоклеточные образования, популяции, виды флоры и фауны, биоценозы. Биосфера несет в себе предпосылку социосферы, основу которой составляет чело- век в многообразии своих отношений с миром.

Уровень социосферы имеет свои собственные структуры, более сложные, чем образования первых двух уровней. Это человек, се- мья, малые и большие социальные структурно организованные группы, этнические образования (род, племя, народность, нация, народ). Уровень социосферы в многообразии своего проявления и осуществления несет в себе предпосылку ноосферы.

Ноосфера как земная оболочка общественного разума только подтверждает идею эволюции самоорганизующихся систем в на- правлении единства человека и космоса72.

Среди форм организации бытия в мире традиционно выделя- ют природу, общество, человека, культуру. Каждая из форм имеет свои особенности.

Природа — это царство жесткой необходимости, мир стихии, где все находится во взаимосвязи и взаимодействию Природа не ведает свободы, ибо в ней торжествует закон. Она не имеет исто- рии, ибо развивается в режиме простого воспроизводства. При- рода не обладает собственным смыслом.

Человек — это эксцентрическое, а посему и самопроектирую- щееся существо, которое демонстрирует вечную неудовлетворен- ность. Эта неудовлетворенность и обеспечила его развитие от со- стояния двуногого животного до существа с претензией исполнить особое предназначение в мире.

Человек наделен сознанием. Благодаря сознанию, он реализу- ет себя в мире. Мерой человеческого является свобода, то чего нет в природе.

Общество — это особая организация бытия, которую можно рассматривать как процесс длительной эволюции от биологичес- кой популяции животных до социальной общности людей. В ши- роком смысле слова под обществом понимается любой вид, спо-

 

72См.: Вернадский В. Размышления натуралиста. М., 1977; Тейяр де Шарде- н П. Феномен человека. М., 1987.


соб и форма объединения людей, в которых выражен факт их вза- имосвязи и взаимодействия. Формы общественного бытия, взаи- моотношения человека и общества, другие аспекты социальной жизни будут рассмотрены в соответствующей главе учебника.

Культура — это та форма организации бытия, которая исклю- чительно является прерогативой общественного человека. Смысл культуры заключается в переделывании природы в формы, удов- летворяющие потребности человека. Второе направление культу- ры предполагает устранение природного, преодоление животно- го в самом человеке.

Существуют различные типы культур и способы культивиро- вания жизни общества и человека. Но из этого не следует, что есть плохие и есть хорошие культуры. Каждая культура самоценна, ибо представляет собой форму взаимодействия конкретного обще- ственного человека с конкретной природной средой.

Проведенный анализ бытия в мире свидетельствует, что каж- дый его уровень структурно организован, каждая форма выступа- ет как самоорганизующаяся система, а вместе они косвенно свиде- тельствуют о бытии мира.

Бытие обладает рядом неотъемлемых свойств, которые в фило- софии получили название атрибутов. Вне этих атрибутов бытие лишается возможности проявляться, подтверждать свой статус субстанции. Атрибутами бытия являются движение, пространство и время.