Бытие мира обнаруживает свое многообразие через свою конк- ретизацию, что позволяет выделить его виды:
объективная реальность; субъективная реальность; трансцендентная реальность.
Термин «реальность «подчеркивает то обстоятельство, что все охваченные классификацией вида обладают существованием, зна- чением, ценностью и могут восприниматься определенным обра- зом и не только в форме ощущения.
Объективная реальность— это тот уровень действительности мира, который существует независимо от человека и обладает все- общим свойством отражения. Ее высшей формой развития явля- ется сознание. Объективная реальность причинно обусловлена, структурно организована, развивается во времени и пространстве; заявляет о своей неисчерпаемости и материальности; несет в себе возможность познания и преобразования. Формами объективной реальности бытия в мире являются природа, общество, человек.
Субъективная реальность— это та реальность бытия, которая выражена в сознании человека или общества и существует в иде- альном измерении. Если материальное дается сознанию непосред- ственно, то идеальное заявляет о себе через посредников. Идеаль- ное — это знаковая реальность. Типичным примером идеального может быть культура.
Идеальное как вид бытия включает в себя мысленные образы; продукты художественного творчества: книги, живопись, музыку; общественные отношения, идеи. проекты и т. д.
Поскольку мир идеального не обладает абсолютной самостоя- тельностью, то он представляет собой «нечто». Этим «нечто» и является субъективная реальность в виде наших знаний, морали, искусства, традиций и т. д. В ходе исторического развития этот мир приобретает все большее значение и способен максимально дистанцироваться от вида первичной по отношению к нему объек- тивной реальности.
В современной литературе можно выделить три основных под- хода к идеальному как особому виду реальности бытия. Предста- витель первого подхода, Э. В. Ильенков, считает идеальное чисто общественным феноменом, отождествляя его с общественным со- знанием, продуктом истории и социума74.
Сторонники второго подхода считают идеальное свойством индивидуальной человеческой психики. Индивидуальная психи- ка, при ведущей роли мозга, контактирует с внешним миром и порождает идеальное. В отечественной литературе к сторонникам этого подхода относят Д. И. Дубровского75. В продолжении пла- тоновского идеализма М. А. Лифшиц считает, что идеальное су- ществует независимо от объективной реальности в форме эйдо- сов, идеалов, идеальных моделей76. М. Лифшиц называет приме- ры таких идеальных образов: идеальный газ в химии, идеальная геометрическая фигура. Идеальное в этом случае выступает в ка- честве своеобразной меры реального.
Идеальное не тождественно сознанию. В него входит и то, что
74См.: Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979.
№ 6, 7.
75См.: Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.
76См.: Лившиц М. А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984.
С. 10.
не может быть опредмечено или внешне выражено. Таковым яв- ляется своеобразный поток переживания. Поэтому часто говорят, что идеальное — это информация плюс исходная субъективность. Все это свидетельствует о сложной природе субъективной реаль- ности, отличной от объективной реальности, а посему требующей своей методологии и гносеологии.
Трансцендентная реальность— это бытие мира, определяющее как объективную, так и субъективную реальность, сохраняя свою неизреченность.
Синонимами трансцендентной реальности являются Бог, Дух, Брахма, Дао, бесконечность бытия мира с ее абсолютными харак- теристиками движения, пространства и времени.
Существует или нет этот вид бытия — вопрос не для обсужде- ния. Его или признают или не признают. Для тех философов, ко- торые убеждены в его существовании и определяющей роли по отношению к другим видам бытия в мире предметом рассужде- ний является выяснение атрибутов этой реальности, ее связи с дру- гими измерениями бытия.
Таким образом, бытие, как целостность, как предикат всего сущего, может быть разделено на три вида: объективный, субъек- тивный и трансцендентный. Эти виды бытия находятся во взаи- мосвязи между собой, и их точная идентификация требует опреде- ленной философской культуры.
Анализ уровней и форм самоорганизации бытия в мире, также знакомство с видами бытийной реальности позволяет сделать сле- дующие выводы:
1. Бытие мира неотделимо от бытия в мире.
2. Различие бытия мира и бытия в мире проходит через отно- шение бесконечного и конечного.
3. Плюрализм бытия в мире обусловлен монизмом бытия мира.
4. Бытие мира является предпосылкой и условием бытия в мире.
5. Бытие мира сохраняет свою неизреченность в отличие от бытия в мире, которое имеет свое имя, свою конкретику.
6. Бытие мира имеет абсолютные характеристики, а бытие в мире — конкретные.
Рассматривая проблему бытия следует избегать крайностей, представлять бытие мира исключительно как аналог физической реальности бытия в мире; или представлять бытие мира как чис- тую мысль.
Исследование проблемы бытия показывает, что речь идет о фун- даментальных вопросах, без решения которых просто невозможна осознанная жизнь, т. е. жизнь, достойная человека. Анализ бы- тия — это первый шаг на пути конкретизации нашего отношения к миру. Бытие как предикат всего сущего, является первоначаль- ной категорией онтологии, теории познания и логики. Осмысле- ние мира начинается с констатации того, что бытие есть; что оно существует в движении, проявляется в пространстве и осуществ- ляется во времени.