Ключевые понятия

Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех явлений и процессов в мире со стороны Бога (теологический де- терминизм); со стороны человека (антропологический детерми- низм); со стороны космоса (космологический детерминизм). Цент- ральной идеей детерминизма является положение о такой связи явлений, когда одно явление с необходимостью порождает другое. Индетерминизм — учение о том, что в мире существуют явле- ния, для которых отсутствует причина (онтологический индетер- минизм) или она есть, но ее нельзя определить (методологический

индетерминизм).

Изменение — любое приобретение объектом новых признаков и свойств или же утрата уже имеющихся.

Качество — такая определенность объекта бытия, благодаря ко- торой он является именно этой, а не другой реальностью.

Когерентность (лат. быть связанным) — учение о взаимосвязи явлений бытия в мире. Основная идея когерентности заключается в утверждении онтологической укорененности взаимосвязи явле- ний бытия в мире.

Количество — характеристика однородности объекта, соотно- шение общего и единичного в явлениях мира при относительном безразличии к их качеству.

Причина (лат. causa) — то, без чего не было бы следствия. Это


закономерная связь между отдельными состояниями структурно организованного бытия в мире.

Развитие — определенный тип изменения, когда объект бытия обретает новую качественную определенность.

Революция — тип развития, при котором между качественны- ми состояниями объекта существует резкий переход. Поэтому ре- волюционный тип развития иногда называют скачкообразным.

Телеология (греч. цель и учение) — учение о целесообразности не только поведения человека, но и развития природных явлений, исторических событий.

Эволюция — тип развития, характеризующийся плавностью, постепенностью в смене состояний, отсутствием резких качествен- ных скачков.

 

Назначение главы XI состоит в том, чтобы понять сущность развития бытия в мире, освоить принципы развития и постичь со- держание развития мира, познакомиться с основными философски- ми концепциями развития.

Мировоззрение, опирающееся на идею сотворения или миф вечно- го круговорота, называется традиционным. В соответствии с этим мировоззрением люди полагают, что нужно приспособить свои по- мыслы к традициям и жить так как жили их предки. Известное положение «ничто не ново под Луной» наилучшим образом иллюст- рирует эту позицию.

С Нового времени в рамках формирования парадигмы рациона- лизма складывается и подтверждается идея, что наша Земля как и вся Вселенная, а также природа, общество и человек имеют дли- тельную историю своего развития. Они не были такими вчера, ка- кими они есть сегодня. Это тривиальное обстоятельство стало очевидным только к XVIII в., когда философия выработала новую методологию и гносеологию, когда в науке сложился опытно-экспе- риментальный метод. В 1854 г. появилась работа Ч. Дарвина «Про- исхождение видов», где ученый предположил и обосновал идею эво- люции животного и растительного мира.

Оплодотворившись идеей развития, новое мировоззрение обрело и новые ориентиры. Оно активно включилось в процесс улучшения природы, совершенствования общества и воспитания человека, пока не стало очевидным, что потери в этом процессе превышают при- обретения, а приобретения в ряде случаев имеют сомнительный ха- рактер.


XX в. настоятельно потребовал прояснить вопрос о сущности развития, его источниках, движущих силах, уяснить смысл разви- тия и его цену для человека и человечества.