Основные принципы и законы развития бытия в мире

Отправной точкой отсчета при рассмотрении развития явля- ются принципы взаимосвязи и взаимодействия.

Принцип когерентности (взаимосвязи)является методологичес- ким основанием вывода о том, что взаимосвязь — существенный признак отличия космоса от хаоса. Достаточно разорвать эти скре- пы и жизнь мира может оказаться в опасности. Разрыв взаимосвя- зи всего со всем может быть началом конца, превращением упоря- доченного единства в свою противоположность, ибо взаимо- связь — это закон развития мира.

Многообразие связей, типы и формы их проявления определя- ются уровнями организации бытия в мире. В природе законы дей- ствуют как стихийная сила, а в обществе проявляются в процессе человеческой деятельности. Но действие общественных законов, как и законов природы, носит объективный характер. Знание за- конов развития, познание форм их проявления обеспечивают воз- можность управлять процессами, протекающими как в природе, так и в обществе.


Методологическая направленность принципа когерентности требует тщательного анализа специфики связи (отношения) в каж- дом отдельном случае.

Существующие связи бытия имеют тенденцию к усложнению. Простые связи на уровне микромира уступают место сложным связям на уровне макромира. Так, биологические связи находят свое выражение как во внутриорганизменных, внутривидовых и межвидовых отношениях, так и в отношениях особей данного вида со средой обитания.

В жизни общества степень сложности связей еще больше возра- стает. В своем проявлении они образуют производственные, на- учные, философские, этические, эстетические, политические, пра- вовые, религиозные, межличностные и многие другие отношения. Еще одна особенность связи как формы проявления закона раз- вития заключается в том, что связи в пределах конкретной формы движения образуют единство, обеспечивающее разграничение на уровне совместимости и несовместимости. Это отношение разгра- ничения на уровне неживой природы проявляется в форме притя- жения и отталкивания, на уровне биосферы и социума — в форме

симпатии и антипатии.

При рассмотрении того или иного явления в качестве объекта следует учитывать все формы связи, фиксируя внутренние и вне- шние, генетические и функциональные, пространственные и вре- менные, причинно-следственные и др. Такой подход дает возмож- ность отделить закономерные связи от случайных. выявить их ос- нования, а стало быть, избежать погрешностей в формировании своего отношения к исследуемому объекту.

Рассмотрение принципа когерентности было бы неполным, если ограничимся только вскрытием взаимосвязей явлений мира, упу- стив их взаимодействие.

Взаимодействие, как еще одно философское понятие, позволя- ет фиксировать процессы воздействия различных явлений мира друг на друга, исследовать их взаимную обусловленность, рассмот- реть переход из одного качественного состояния в иное.

Взаимодействие, как и взаимосвязь, носит объективный харак- тер. Ему присуща особая активность, благодаря которой взаимо- действие выступает фактором интеграции частей в единое целое.


Так, электромагнитное взаимодействие ядра и электронов созда- ет структуру атома, а информационное взаимодействие людей выступает условием формирования социальной общности.

Для взаимодействия, как и для взаимосвязи, также характерна степень усложнения в зависимости от уровня структурной орга- низации бытия в мире.

На уровне неживой природы ведущими формами являются гра- витационное и электромагнитное взаимодействие, на уровне жи- вой природы — энергетическое и информационное. Еще более сложные формы взаимодействия характерны для общества. Спе- цифика социального взаимодействия находит свое выражение и в том, что оно осуществляется не только внутри конкретного обще- ства, но и человечества в целом. Последнее настоятельно требует налаживания совместной деятельности государств в границах всей планеты. Обострение глобальных проблем является следствием иг- норирования фактора общечеловеческого взаимодействия.

Методологическое значение принципа взаимодействия трудно переоценить. Только через взаимодействие объектов можно выя- вить их сущность, ибо только в этом процессе исследуемый объект проявляет свою качественную определенность, свое развитие, рас- крывает свое содержание.

Рассмотренные принципы взаимосвязи и взаимодействия под- тверждают, что ни одно явления мира не объясняет себя из самого себя, а раскрывает свою сущность, источник, механизм и направ- ленность своего развития исключительно через уяснение связей и основных форм взаимодействия данного явления с другими явле- ниями мира.

Принципы взаимосвязи и взаимодействия находят свое продол- жение в принципе причинности. Методологическое значение это- го принципа заключается в том, что он ориентирует исследовате- ля не ограничиваться констатацией факта взаимосвязи и взаимо- действия, заставляет установить реальную причину анализируемого объекта, определить условия, при которых дан- ное явление возникает, развивается и обретает свою противопо- ложность.

Первое правило принципа причинности гласит:причинность всеобща. Это значит, что в мире нет явлений, которые возникли


без причины, как не может быть и явлений, которые не выступали бы причиной других явлений.

Суть второго правила заключаетсяв органической связи при- чины и времени. Время задает интервал реализации причинно-след- ственной связи, определяя ее направленность и необратимость.

Третье правило принципа причинноститребует от исследовате- ля обратить внимание на взаимодействие причины и следствия, выявить факт обратной связи. Обратная связь корректирует при- чинно-следственные отношения, обеспечивая устойчивость и по- ступательное развитие исследуемого объекта.

Наконец, четвертое правило принципа причинности требует фиксировать конкретное основание причины. Многообразие свя- зей и форм взаимодействия обуславливает и многообразие при- чин. Они могут быть объективными и субъективными; всеобщи- ми, особенными и единичными; простыми и сложными, прямыми и опосредованными.

Детерминизм и индетерминизм — это крайности в понимании принципа причинности, которые снимаются, если принять во вни- мание один из основных принципов гиологического отношения субъекта и объекта, а именно, принцип конкретности истины, по- нимания того, что в границах бытия в мире имеют место и дина- мические, и вероятностные причинно-следственные отношения, и в каждом случае следует либо ориентироваться на прямую при- чинно-следственную связь, либо проследить, как причина прокла- дывает себе дорогу через совокупное действие случайностей.

Рассмотренные принципы взаимосвязи, развития и причинно- сти находят свое выражение в обобщающей философской катего- рии закон.

Закон есть существенный, устойчивый, необходимый, воспро- изводящий тип связи.По своей форме законы являются продук- том человеческого знания, но по своему содержанию они выража- ют объективную реальность мира.

С точки зрения объективного идеализма, закон есть выраже- ние мирового разума, воплощенного в природе и обществе. С по- зиции субъективного идеализма, закон есть привнесенность в ре- альный мир природы и общества достижений разума мыслящего субъекта. В действительности, закон как особый тип связи мира имеет объективное содержание и субъективное восприятие этого содержания.


Значение имеет и вопрос о классификации законов. Она осуще- ствляется по разным основаниям.

По сфере действия законы подразделяются на универсальные или всеобщие и частные.

По содержанию выделяют законы строения и функционирования. По форме своего проявления законы подразделяются на дина-

мические и вероятностные.

Среди универсальных (всеобщих) законов развития бытия мира традиционно выделяют три. Один раскрывает источник развития, второй — механизм развития, а третий указывает направленность развития. Другими словами, рассматривая действие универсаль- ных законов развития, исследователь получает ответ на вопросы: почему, каким образом и куда.

Эти законы имеют всеобщий характер, ибо равно проявляются на всех уровнях структурно организованного бытия в мире.