Положностей, их противостояние, противоречие.

Тождество — это предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе. Но поскольку любой объект, в силу извечной


тенденции к изменению, каждый миг уже другой, то исследова- тель всегда имеет дело с единством тождества и различия, где тож- дество всегда обеспечивает сохранность бытия, а различие иници- ирует тенденцию к его изменению.

Различие может быть существенным и несущественным. Толь- ко существенное различие таит в себе возможность развития до своей противоположности как предела, стороны которого не столько взаимополагают, сколько взаимоисключают друг друга. Таким образом, тождество выражает устойчивость, различие — изменчивость. Единство тождества и различия обеспечивает со- стояние, когда явление, находясь в постоянном изменении, сохра- няет себя в пределах определенных пространственно-временных параметров. Когда в этом единстве различие становится доминан- той, оно обретает свою противоположность, ибо ставит под со- мнение тождество. В этом случае вещь (явление) может обрести свое инобытие. Вместо привычного тандема возникает некое вы- нужденное единство двух противоположностей, отношение кото- рых не столько взаимополагает, сколько взаимоисключает друг друга. А посему единство их относительно, а противоречие абсо- лютно, ибо речь идет не о сохранении данной вещи (явления), а о

ее устранении, превращении в инобытие.

Возникновение противоположностей свидетельствует о том, что различие уступает место противоречию. Противоречие развива- ется до конфликта. Конфликт — это та стадия развития противо- речия, где оно должно разрешиться.

Развитие различия, противоположности, противоречия на раз- ных уровнях бытия в мире имеет свою специфику, отличается по времени своего развития, а также по остроте конфликта.

Различают внутренние и внешние, основные и не основные, антагонистические и неантагонистические противоречия.

К внутренним относятся: внутривидовые, внутригосударствен- ные, внутрисемейные. внутрисистемные противоречия. Их особен- ность заключается в том, что они имеют единое основание. К вне- шним противоречиям относят те, которые возникают между явле- ниями разной природы, где каждое располагает своим основанием. Например, противоречия между природой и обществом, обще- ством и человеком, человеком и другим человеком.

Основное противоречие характеризуется тем, что его времен- ной интервал равен времени существования носителя или носите-


лей этого противоречия. Примером основного противоречия яв- ляется противоречие жизни и смерти, раба и господина, произ- водства и потребления.

Что касается антагонистического противоречия, то его специ- фика состоит в том, что оно является основным, имеет собствен- ное основание и его развитие ориентировано не на сосуществова- ние противоположностей, а на их абсолютное взаимоисключение, когда создается конфликтная ситуация крайнего обострения.

Все виды противоречий так или иначе разрешаются, обеспечи- вая развитие своих носителей, движение их к новому качеству.

Наблюдая действие закона единства и борьбы (противостоя- ния) противоположностей, можно выявить следующую динами- ку: тождество—различие—противоположность—конфликт—диа- лектический скачок—устранение одной противоположности и обретение другой, своей собственной противоположности — все это свидетельство того, что объект наблюдения получает новое качество, становится инобытием, другим объектом.

В противоречии, как в единстве и противостоянии противопо- ложностей, Г. Гегель усматривал «источник всякого движения». Противоречие и его разрешение движут миром, обеспечивая са- модвижение.

Закон единства и противостояния противоположностей имеет не только методологическое, но и практическое значение. Он ори- ентирует не только на источник развития, но и на возможность обострения противоречий как возможностями объективных усло- вий, так силой объективного фактора, особенно на уровне струк- турно организованного бытия общества.

Если закон единства и противостояния противоположностей указывает на источник развития, то закон перехода количествен- ных изменений в качественные вскрывает механизм развития. Он демонстрирует изменения качества наблюдаемого объекта, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Действие этого закона так же сформулирован Г. Гегель, и также, с позиции субъективного идеализма, взяв за основу тож- дество бытия и мышления.

Закон перехода количественных изменений в качественные обес- печивает механизм развития и имеетобъективное содержание, все- общий характер. Его действие протекает независимо ни от созна- ния отдельно взятого человека, ни от гегелевской абсолютной идеи.


Его содержание раскрывается с помощью соответствующих кате- горий: качество; количество; мера.

Качество — это внутренняя, существенная определенность, воп- лощающая основные свойства наблюдаемого явления и обеспе- чивающая их устойчивость, структурную организацию, самосто- ятельность объекта.

Количество — это характеристика однородности наблюдаемо- го объекта, который имеет свою величину, численность. В отли- чие от качественной определенности количество характеризуется внешним отношением к природе объекта. Неслучайно Г. Гегель определял количество как «бездушное качество». Эту характерис- тику нельзя игнорировать, ибо исследователь должен пройти свою дорогу, двигаясь от общих качественных оценок и описания рас- сматриваемого объекта к установлению точных количественных характеристик.

Количество находится в единстве с качественной определеннос- тью. Отмеченное единство составляет их меру.

Мера — это граница, интервал, в пределах которого количе- ственные изменения не нарушают качественную определенность. Нарушение меры влечет за собой изменения качества, а по сути, и изменения объекта.

Переход одного явления в другое есть взаимодействие количе- ственных и качественных изменений. При этом различные фазы изменения качества означают изменение степени данного качества. Другими словами, они означают количественное изменение. Со стороны количественных изменений этот переход осуществляется во времени и протекает относительно медленно. Со стороны ка- чественных изменений этот переход проявляется скачкообразно. Начинается коренное преобразование системы связей между эле- ментами структурно организованного целого, за которым следу- ет преобразование элементов и природы целого. Завершением преобразования является единство качественно новых элементов и новой структуры целого. По времени скачок может длиться от доли секунды в процессах микромира до миллиардов лет — в кос- мических процессах. На каждом уровне бытия в мире скачок име- ет свой интервал.

Закон перехода количественных изменений в качественные име- ет важное методологическое значение. Он ориентирует изучать


наблюдаемый объект всесторонне, в единстве количественно-ка- чественных характеристик, учитывая и характер количественных изменений, и изменения качественной определенности, акценти- руя внимание на объективное содержание процессов наблюдае- мого объекта. Закон предостерегает исследователя от субъектив- ного произвола, исключает крайности в оценке тех или иных из- менений.

Через действие закона перехода количественных изменений в качественные можно проследить в каждом отдельном случае раз- вития различия до противоположности, противоречия до конф- ликта, увидеть действие закона единства и противостояния про- тивоположностей.

В отличие от рассмотренных законов, закон отрицания отрица- ния обеспечивает направленность процесса развития,демонстри- рует единство поступательности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых моментов прошлого состояния наблюдаемого объекта. Как и пер- вые два закона, закон отрицания отрицания был сформулирован Г. Гегелем. Но поскольку немецкий мыслитель сводит действие этого закона к развитию абсолютной идеи, то объективное содер- жание действия этого закона ставится под сомнение. В действи- тельности, закон есть проявление бытийности мира, его развития, которое только на гносеологическом уровне может иметь форму субъективного восприятия.

Действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимо- связанных переходов, когда можно фиксировать не только про- цесс, но и результат развития.

Собственное содержание закона отрицания раскрывается че- рез его категории: отрицание, преемственность; развитие.

Отрицание носит диалектический характер. Без отрицания ста- рого невозможно рождение нового, невозможен процесс развития. Развитие циклично. Оно включает исходное состояние наблюдае- мого объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание самого себя, и, наконец, превращение этой противопо- ложности в свою собственную противоположность.

Отрицание старого есть потеря объектом своей качественной определенности и переход к новому качеству. Но этот процесс но-


сит не деструктивный, а конструктивный характер, ибо в границах действия закона имеет место не простое, а двойное отрицание.

Идею двойного отрицания подметил Г. Гегель, но как предста- витель объективного идеализма, он рассматривает развитие ми- рового духа по принципу триады. Начальная фаза триады — те- зис, в котором абсолютная идея утверждает себя. Вторая — анти- тезис. В этой фазе идея отчуждает себя в предметной реальности. Третья — синтез, где осуществляется как бы возврат абсолютной идеи на круги своя, но пройдя процесс опредмечивания и распред- мечивания. По существу, это уже новый тезис, определяемый как новое качество.

Связь старого и нового находит свое выражение в преемствен- ности, как «непрерывности в прерывном», как сохранение отдель- ных аспектов старого в новом. Повторение на более высокой ста- дии развития означает не только возврат «якобы к старому», но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними про- тиворечиями, требующими своего дальнейшего развития.

Последовательность циклов, составляющих цепь развития, можно образно представить в виде спирали, где каждый цикл вы- ступает как виток в развитии, а сама спираль раскручивается как цепь циклов. Образ спирали удачно схватывает общее направле- ние развития, осуществляемое в соответствии с действием закона отрицания отрицания. Возврат к прошлому не является полным. Развитие не повторяет старую дорогу, а находит новую, в соот- ветствии с изменением как внутреннего содержания, так и внешних обстоятельств, выступающих условиями нового витка развития.

Методологическое значение закона отрицания отрицания зак- лючается не только в обнаружении связи нового со старым, но и в определении тенденций развития и т. д.

Представление о спиралеобразном характере развития являет- ся предпосылкой решения вопроса о критериях прогресса. Тако- выми можно рассматривать степень совершенствования, меру диф- ференциации и интеграции элементов системы, уровень связи и взаимодействия между системами, ускорение темпов развития.

 

Все три закона развития проявляют свое действие в единстве. Это единство обеспечивает их информационную функцию (содер- жание предмета исследования): методологическую (в интервале


соотношения общего и единичного); прогностическую (получен- ные знания составляют основу предвидения); праксиологическую (знание о развитии конкретной реальности обеспечивает ориен- тир целесообразной деятельности людей); мировоззренческую (зна- ние действия всеобщих законов развития позволяет человеку оп- ределить свое место в мире, выстраивать свою систему отноше- ний в каждом конкретном случае, соотнося свою волю, свои желания с направленностью действия отмеченных законов).

Рассмотренные законы развития бытия в мире имеют как тео- ретическое, так и практическое значение в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, узловой линии меры количествен- но-качественных изменений, преемственности, направленности и темпов развития.