Развитие и его критерий

Прогресс и регресс — те характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применитель- но к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу.

Деление процессов на прогрессивные и регрессивные исходя из такого определения затруднено, ибо предполагает предваритель- ное согласие по вопросу о том, что такое «низшее и высшее», «бо- лее и менее совершенное». Выйти из затруднительного положения можно, лишь предположив, что прогресс и регресс связаны с оп- ределенной целью развития. Прогресс — это развитие по пути приближения к своему идеальному состоянию, а регресс — удале- ние от него.

Особую значимость идея прогресса имеет в социальной облас- ти. Человечество всегда было одержимо стремлением сделать жизнь лучше, чем она есть. Стремление к должному и есть про- гресс. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от бе- зысходности.


Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой ан- тичности. Платон в «Законах» рассуждает об эволюции социаль- ной организации, которая продвигается от зарождения к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису. В эпоху Возрождения и в условиях Нового времени идею прогресса связывают с мерой свободы и нравственности людей.

В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной «религией» европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, фило- софии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма можно считать реальное улучшение жизни в Европе. Тогда же кон- цепция прогресса становится и предметом специального философ- ского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие ас- пекты: необратимость времени, текущего линейно и обеспечива- ющего непрерывность прошлого, настоящего и будущего; направленность движения, в котором ни одна стадия не повторя- ется; кумулятивность развития, которое протекает либо револю- ционно, либо эволюционно; дифференциация фаз процесса раз- вития; имманентность причин развития.

Предполагалось. что на последней ступени развития полнос- тью осуществятся такие ожидания, как счастье, справедливость, равенство и подлинная свобода людей.

Критерием социального прогресса, начиная с Нового времени, считается мера человеческой свободы, а в качестве универсально- го средства прогресса — рационализация всех сфер человеческой жизни.

Таким образом, прогресс и регресс есть ценностные характери- стики процесса развития. Из этого не следует, что критерии про- гресса полностью относительны. Их относительность обусловле- на не субъективной оценкой того или другого человека, а време- нем и возможностями исторической эпохи.

Никто не станет оспаривать тот факт, что прогресс науки и тех- ники привел к увеличению продолжительности жизни людей, уменьшению числа неизлечимых болезней. Люди в XX в. облада- ют большим потенциалом полезных знаний, чем их предки в XVIII столетии, значительно сократились затраты на выполнение многих видов работ, сократилось время на передвижение в про- странстве, увеличилась продолжительность жизни человека.


Выражением прогресса традиционно считают такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и лишь недав- но человечество осознало, что обратной стороной всего этого яв- ляется ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися стра- нами. Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до «нулевого роста». И поэтому одной из главных задач –не только философии, но и науки, политики является пересмотр оснований прогресса, поиск его оптимального критерия.