Диалектическая концепция развития

Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов, важнейшими из которых являются:

1. Идея всеобщей связи и зависимости в мире. Мир есть систе- матическое взаимосвязанное единство, целостность.

2. Идея саморазвития. Мир развивается не потому, что его кто- то или что-то внешне к этому побуждает, толкает, а потому, что он сам порождает источник своего развития.

3. Идея изначальной противоречивости системы. Она и высту- пает как источник развития. Суть противоречивости системы со- стоит в том, что она есть лишь общий план, контур будущего, ко- торое имманентно присутствует в существующих формах, демон- стрируя противоречие между тем, что есть и тем, что должно быть. Разрешение противоречия означает завершение цикла конкрет-

ного этапа развития.

Развитие как процесс объясняется и описывается через действие законов диалектики: закона единства и противостояния противо-


положностей; закона взаимного перехода количественных и каче- ственных изменений; закона отрицания отрицания.

Диалектическое развитие строго подчиняется законам, а не воле человека.

Понимание мира как диалектически развивающегося целого имело свои достоинства. Однако, с развитием наших представле- ний о мире, с появлением новых данных из области естествозна- ния и общественной жизни, появилось основание утверждать, что диалектика — это не универсальная концепция.

Она годится для объяснения многих процессов развития, но есть феномены развития, которые нельзя ни объяснить, ни понять с помощью диалектики. Например, в развитии живой природы при- нято считать межвидовую борьбу проявлением общего закона противоречивости жизни. Однако биологи доказали, что не все- гда переход от одного качественного состояния к другому проис- ходит таким путем. Ученые выдвинули предположение о вмеша- тельстве других факторов, в частности генных мутаций.

Или, как доказывает социальная практика, диалектическая те- ория уже исчерпала себя при объяснении общества. Социальные трансформации сейчас настолько разнообразны, что диалектика не в состоянии объяснить все источники, причины, механизмы социальных изменений, ибо диалектика не в состоянии освоить сознательно-волевой фактор. Она пасует перед субъективной ре- альностью бытия в мире.

Поэтому, высоко оценивая диалектическую концепцию разви- тия, приходится делать вывод, что она не является универсаль- ной, а лишь частично и в определенных случаях объясняет меха- низмы и особенности развития бытия в мире.