Эволюционная концепция развития

В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.

Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете?

Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и уди- вительную приспособленность живых существо к среде обитания?

Каковы движущие силы и направления эволюции? Как возник человек?


К каким последствиям может привести освоение человеком живой оболочки Земли — биосферы?

Движущими силами развития в эволюционной концепции выс- тупают: наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор.

Особый интерес вызвало положение о борьбе за существова- ние и ее формах. Ч. Дарвин выделял три таких формы: внутриви- довая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями среды обитания.

Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в со- циологии, которая, проходя свое становление, нуждалась в объяснительных схемах и принципах. Пытаясь найти метафору, объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили об- щество организму. Вначале эта аналогия использовалась лишь в ка- честве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный.

Считалось, что подобно живым организмам, общество состо- ит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в бо- лее сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия — соци- альные связи).

Этот первый, примитивный социальный биологизм был впос- ледствии теоретически скорректирован. В частности, Г. Спенсер исходил из того, что социальная революция составляет часть об- щей революции, представляющей изначально внутренне направ- ленный процесс появления все более сложных социальных форм. В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции. Дифференциация неизбежна по мере усложнения системы. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структур- ные связи, обеспечивающие сопротивление окружающей среды.

Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концеп- ции о корректирующем влиянии социальной среды, а также ут- верждение о том, что различные антагонизмы — классовая борь- ба, экономическая конкуренция, военные столкновения являются видами борьбы за существование.

Эволюционизм имеет различные «версии», однако сейчас он не играет заметной роли в методологии обществознания уступив ме- сто другим концепциям развития.