Ключевые понятия

Араньяки — тексты основных идей философии брахманизма. Атман — духовная сущность индивида, субстанция человека.

Ахимса — отказ от нанесения вреда всему живому; этический принцип древнеиндийской философии.

Брахман — священная сила, воплощенное бытие мира.

Буддизм — учение о том, что все в мире «преходяще, не имеет самости (субстанции), а поэтому полно скорби и страданий».

Веды — сборники священных текстов, содержащие элементы фи- лософии.

Дао — закон. Сохраняя свою тайну, даo определяет законы неба, а законы неба определяют законы земли, законы земли — законы жизни человека.

Дхарма — одно из центральных понятий философии буддизма, означающее вечный моральный закон, которому должны следо- вать люди.

Инь и ян — понятия древнекитайской философии, выражающие идею дуализма мира. Мужское начало «ян» символизирует актив- ную, светлую сторону жизни, а женское начало «инь» — пассив- ную, темную часть жизни.

Карма — этический принцип древнеиндийской философии, суть которого заключается в том, что набранная в процессе жизни че-


ловека сумма хороших или плохих поступков определяет форму последующего его рождения.

Космология — учение о мире и его возникновении. Конфуцианство — этическое учение о регламенте жизни с ори-

ентацией на взаимность, золотую середину и человеколюбие.

Логос — разумное слово, мысль, мировой Разум, Бог.

Мокша — понятие древнеиндийской философии, означающее освобождение души от пут телесности.

Нирвана — понятие философии буддизма, означающее состоя- ние крайнего блаженства в результате отрешения от всего земно- го.

Протофилософия — философия в становлении.

Пуруша — понятие древнеиндийской философии, означающее высшее духовное начало.

Сансара — понятие древнеиндийской философии, характеризу- ющее «колесо» перерождения.

Упанишады — сборники текстов с элементами философии, со- ставленные отшельниками-аскетами.

 

Назначение главы II состоит в том, чтобы продемонстриро- вать становление философии, которая приходит на смену мифо- логическому мировоззрению. Мифологическая картина мира не объясняла мир, а рассказывала о нем, не фиксируя причинно-след- ственную обусловленность и не рождая образ познания.

По мере развития общества, совершенствования его хозяй- ственной деятельности, формирования письменной культуры, воз- никает потребность в новом мировоззрении с ориентиром на по- знание мира, на освоение взаимосвязи «природа и общество». Но- сителем этого мировоззрения могла стать философия с ее ставкой на разум.

Первые примитивные формы философии появились практичес- ки в одно время в различных цивилизациях древнего мира, что дало повод говорить о единой культурной истории человечества. И все же рассмотрение истоков философии следует начинать с древ- него Востока, где цивилизация заявила о себе раньше, чем на За- паде.

Но протофилософию Востока не понять, если не принять во вни- мание специфику восточного мышления. Оно более интровертно, чем


экстравертно. Логика уступает место эмоциональным образам. Разум воспринимается не столько как человеческий разум, сколько как космическая сила и последнее исключает любые формы проявле- ния антропоцентризма4 .

На формирование протофилософии древнего Востока оказала влияние и особая культура, ориентированная на принцип: «лучше недеяние, чем деятельность без меры». Что касается культуры За- пада, то она ориентирована на активные формы освоения мира, и это накладывает особую печать на становление его философии. Она изначально заявляет о претензии выполнить роль творца мира, освобождаясь от реликтов прошлого.