Ключевые понятия

Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил.

Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме пред- ставлений, понятий, суждений, гипотез, теорий.

Идеальное — бытие в мире, отраженное в психике или созна- нии. Это субъективный образ объективного мира.

Идеология — система деятельности по освоению мира в инте- ресах господствующих сил данного общества.

Информация — сообщение о характере взаимодействующих объектов бытия в мире.

Норма — образец поведения, матрица регламента взаимосвязи и взаимодействия в системе «природа–общество–человек»

Общественная психология — непосредственное отражение бы- тия в сознании людей на уровне эмоций и чувств.

Общественное сознание — целостное образование, обладающее внутренней структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, а


также формы политического, правового, эстетического, нравствен- ного, религиозного, научного и философского сознания.

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме образа и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Сущностные силы человека – совокупность интеллекта, чувств человека и его воли.

Творчество — сознательная деятельность человека, проектиру- ющая и создающая нечто качественное новое в соответствии с по- требностями человека и с учетом объективных законов развития мира.

Ценностный ориентир — ось сознания, обеспечивающая опре- деленную направленность человека на мир своего бытия и регули- рующая мотив его деятельности.

 

Назначение главы XII заключается в том, чтобы раскрыть при- роду и сущность сознания; исследовать его историко-философс- кий генезис; рассмотреть эволюцию отражения до психики; выя- вить качественное отличие психики человека и животного; рас- крыть структуры психики и сознания, выявив их взаимосвязь; рассмотреть взаимосвязь общественного и индивидуального созна- ния, установив их специфику.

Проблема сознания находится в центре внимания профессиона- лов и любителей различных областей знания, но несмотря на их усилия продолжает хранить свою тайну. Современный человек вла- деет информацией о макромире, силой мысли проник в микромир, осваивает мегамир, но все еще плохо знает свое сознание.

Остается открытым вопрос об истоках сознания. Одни рас- суждают о случайности сознания. Другие рассматривают созна- ние в качестве атрибута космоса. Третьи космос рассматрива- ют как атрибут сознания. Четвертые утверждают, что созна- ние есть творение Бога. Пятые обосновывают концепцию сознания как результата эволюции Вселенной.

Приемлемого ответа пока нет, ибо сознание проходит по реес- тру метафизических проблем и относится к разряду т. н. «веч- ных» философских вопросов, решение которых находится в зави- симости от потребностей и возможностей своей исторической эпохи.


Сознание нельзя представить в качестве устойчивого объекта исследования. Стало быть о нем приходится говорить или рассуж- дать, используя косвенный язык описания и ориентируясь на меру осторожности в вопросах формулировки тезисов и их обоснования. Поскольку сознание работает с материалом, из которого скла- дываются наши понятия о бытии мира и бытии в мире, и тем са- мым оно косвенно свидетельствует о своей онтологической укоре- ненности, постольку вполне оправданно обратиться к проблеме со- знания, после рассмотрения проблемы бытия мира и бытия в мире.