Отражение и его эволюция. Психика и сознание

Отражение— есть способность взаимодействующих тел, сис- тем моделировать противодействие силе действия с последующим сохранением или изменением своей структуры или способа пове- дения. Другими словами, это всеобщее свойство бытия в мире со- ответствующим образом реагировать в момент взаимодействия явлений (вещей, процессов, людей) друг с другом.

На каждом уровне структурно организованного бытия в мире отражение имеет свою специфику.

Для уровня неживой природы характерны моментальность, непосредственность, тотальность, информационная невостребо- ванность. Поскольку сила действия предполагает противодей- ствие, то в этом случае возможны варианты в интервале от сохра- нения структуры объекта взаимодействия до его деформации и даже полного разрушения.

На уровне живой природы отражение становится регулятором адаптивного поведения. Оно заявляет и востребует свой инфор- мационный характер. Эволюция биологического отражения пред- полагает: возрастание и усложнение объема информации; переход от раздражимости к образованию нервной системы; формирова- ние инстинктов, условно-рефлекторных актов и элементарной жизнедеятельности как составляющих психику животного; фор- мирование способности опережать отражение, предвидеть ситуа- цию и подготовиться к ней; развитие головного мозга как специ- ального аппарата снятия и переработки информации.

Раздражимость обеспечила переход от вещества неживой при- роды к примитивному организму биосферы и ориентировала его на поиск оптимального сосуществования со средой, что и обеспе- чило эволюцию от одноклеточного организма до многоклеточно- го образования с последующим формированием нервной системы.


Эволюция нервной системы привела к формированию ощуще- ния и возникновению двух подсистем — аффекторной (восприни- мающей) и эффекторной (исполнительной). Специализация этих подсистем, с одной стороны, задерживает реакцию на внешний раздражитель, но, с другой стороны, она обеспечивает анализ, сравнительную оценку возможных ответов, выбор реакции и при- нятие решения на реакцию. Развитие нервной системы обусловило относительную независимость организма от среды его обитания.

Исследования П. К. Анохина об «опережающем отражении сре- ды»; Н. А. Бернштейна о физиологии активности с ее моделями

«желаемого будущего»; А. Н. Леонтьева и Е. Н. Соколова о пси- хологической активности, а также работы других отечественных и зарубежных ученых выявили особую роль нервной системы в формировании поведения животных и одновременно ее зависи- мость от внутреннего состояния организма.

Образование центральной нервной системы означало новое качество биологического отражения. Оно принимает форму пси- хики.

Вопрос о становлении животной психики в ее досубъектной форме с последующим развитием до уровня человеческой (субъек- то-личностной) имеет принципиальное значение при рассмотре- нии проблемы происхождения и формирования сознания.

Традиционно выявляют три слагаемых животной психики. Это поведение на уровне инстинкта, условно-рефлекторные акты и элементарная «рассудочная» деятельность. Все три компонента взаимосвязаны общей направленностью эволюции, где элементар- ная «рассудочная» деятельность животного выступает предпосыл- кой становления и формирования рассудочной деятельности лю- дей.

Длительный путь эволюции отражения завершился формиро- ванием головного мозга с его безграничными возможностями. С помощью мозга и на его основе формируется сознание, осуществ- ляется духовная жизнь человека, складывается его осмысленное отношение к миру.

В итоге многочисленных исследований, в том числе и на базе Санкт-Петербургского НИИ им. В. М. Бехтерева, установлено, что мозг дифференцирован локально и функционально. В нем есть блок, отвечающий за обмен веществ и регуляцию организма в це-


лом. Есть блок получения, переработки и хранения информации. Наконец, есть блок, обеспечивающий проектирование и осуще- ствление действия. При всей автономности блоков, мозг действу- ет как единое целое. Функциональность этого целого обеспечива- ется корой головного мозга, состоящей из клеток-нейронов. Если эти клетки выстроить в ряд, то они образуют цепь длиной около 5! тысяч км. Все это свидетельствует о его значительных возмож- ностях, о которых человек не всегда знает, а если и знает, то дале- ко не всегда их востребует, предпочитая жизнь на «автопилоте» или через осуществление принципа «как все».

Если мозг животного формирует психику на уровне инстинкта, рефлекторного акта и элементарной рассудочной деятельности, то психика человека принципиально отличается и по основаниям и по механизму осуществления.

I. Животное живет в среде, которую находит при своем рожде- нии. Этим объясняется приспособительный характер его психи- ки. Человек живет в среде, которая является продуктом трудовой деятельности его или других людей. Этим объясняется деструк- тивно-созидательный характер психики человека. Цели и поступ- ки задаются не мозгом, а образом жизни.

II. Элементарная деятельность животных обеспечивается фун- кционированием первой сигнальной системы, а поэтому деятель- ность животного ограничена ощущениями, восприятиями и про- стейшими представлениями. Рассудочная деятельность человека обеспечивается I и II сигнальной системой, единством эмпиричес- кого и рационального, своего и чужого опыта.

III. Животное реализует только одну функцию сознания — спо- собность отражать среду своего обитания на феноменальном уров- не и делает это подчас лучше человека, рождая иллюзии о боль- шей разумности, чем разумность человека. Что касается человека, то его сознание способно отражать мир как на феноменальном так и на сущностном уровне, что позволяет ему иметь не только адекватное представление о мире, но и пересозидать этот мир по мере необходимости, демонстрируя подлинную разумность, отлич- ную от квазиразумности.

IV. В последнее время появились материалы, свидетельствую- щие о «человечности» животных и «бесчеловечности» человека. Трудно просчитать, на сколько понизился порог агрессивности


животных и повысился порог агрессивности человека. Да это и не нужно, ибо этот разговор вообще ничего не дает. Нужно следо- вать принципу конкретности истины и тогда можно в каждом слу- чае находить достаточное основание, чтобы ответить на вопрос

«кто есть кто».

V. Развитый мозг человека, специализация его подсистем, фун- кционирование двух сигнальных систем, единство естественной и искусственной природы задают целесообразный характер деятель- ности человека. Его поступки, как правило, являются производ- ными ранее подготовленной программы, каждое действие имеет свою логику, эмпирическую ориентированность и методологичес- кую направленность

Сознательно поставленная цель, организация действий на ее осуществление, постоянный контроль и корректировка програм- мы — равно как изменение способа и средств ее обеспечения, — все это свидетельствует о принципиальном отличии психики че- ловека от психики животного. Это психика нового качества.

Отличие психики человека и животного не исключает то об- щее, что их связывает. Это сенсорность–чувственность; сенситив- ность–восприимчивость; перцептивность–образное восприятие; воля и память.

Отмеченная общность возможностей животного и человека не принижает достоинство человека, а только подтверждает тезис о генезисе человека, об эволюции отражения от элементарного уров- ня до сознания под воздействием таких могучих факторов как язык и труд.

Языкне только средство общения людей, трансляции инфор- мации, ее хранения и востребования. Это условие осуществления сознанием своих функций на уровне чувств, рассудка и разума; это инструмент самосознания и самопознания; наконец, это и важней- шее средство освоения мира в форме слова и знака, образа и поня- тия, категории и догмы, музыки и танца, символа и сигнала (жес- та); это инструмент творчества, проективной деятельности; нако- нец, это средство воздействия.

Генезис языка человека следует искать в языке животных, где он выполняет функцию передачи информации. Становление че- ловеческого общества и общественного человека обусловили фор-


мирование и развитие современного языка в многообразии форм его проявления.

Связь между языком и сознанием органическая, ибо язык и мысль (продукт мышления) соотносятся как форма и содержание, как материальное и идеальное. Слово (форма выражения языка) связало сознание и мыслимый объект реальности мира, ибо оно участвует как в бытии сознания, так и в бытии отражаемой (по- знаваемой) реальности. Только благодаря слову сознание и пред- мет сознания могут обретать статус объекта познания. Только сло- во, как форма выражения языка выступает средством формирова- ния и приумножения культуры как социального опыта людей.

Другим мощным фактором формирования сознания является труд.Феномен труда располагает многомерным измерением в ин- тервале: труд делает человека и труд разрушает человека. Homo aqens, homo ludens, homo faber, homo sapiens — это характеристи- ки одной направленности, где труд выступает формой участия зат- рат энергии и применения силы, навыков; использования интел- лекта; является условием самовыражения, самоосуществления, са- мореализации. В труде и через труд человек познает себя и предмет труда, учится преодолевать сопротивление предмета труда и под- нимать планку своих возможностей и способностей.

Труд и язык трансформировали психику животного в психику и сознание человека. «Труд обучал руки. Рука учила голову ду- мать и выражать мысль с помощью языка». Несколько позже уже голова учила руки, ибо деятельности человека предшествует про- педевтика деятельности, которая включает игру, творчество, риск, выбор, проект и веру. В процессе труда природа открывает чело- веку новые страницы своей «книги», заставляет человека углуб- лять знания о природе, совершенствовать свои навыки и орудия труда, повышать рейтинг своего сознания. В этом смысле, вся ис- тория человека и его сознания есть формирование их средствами труда и языка.