Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь

Труд, как первейшее условие удовлетворения витальных потреб- ностей, а также язык, как средство общения, обеспечили не толь- ко становления сознания, но и формирование общественного че- ловека и человеческого общества. Труд и язык завершили переход от биологической популяции к социальной общности.


С помощью посредника (орудий труда) человек очеловечивал природу и самого себя. Природа, вовлеченная в систему произ- водства и специфические отношения производства обусловили уже не бытие отдельно взятого человека, а общественное бытие лю- дей. Общественное бытие людей определило и их общественное сознания.

Общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность индивидуальных сознаний. Это относительно самостоятельное духовное образование включает уровни обыденного и теоретического освоения мира; обществен- ную психологию и идеологию, а также формы политического и правового, нравственного и религиозного, научного, эстетичес- кого и философского сознания.

Определенным образом упорядоченная структура обществен- ного сознания обеспечивает отражение общественного бытия лю- дей в идеях, представлениях, концепциях, теориях.

Акцент на принципиально иное качество общественного созна- ния, и его отличие от индивидуального сознания не должен быть поводом для абсолютного разделения сознания на общественное и индивидуальное. Рассечение сознания на противостоящие друг другу ипостаси приводит к тому, что общественное теряет себя, ста- новясь разновидностью пустого пространства «чистой» мысли, а индивидуальное сознание выступает как генератор этой мысли.

В действительности общественное и индивидуальное сознание соотносятся не как общее и частное, а как однокорневое целое, адаптированное человеком через призму его избирательной спо- собности, специфику его личного бытия.

В функционирующем сознании общественное и индивидуаль- ное неотрывны друг от друга и только гносеологически можно рассматривать общественное или индивидуальное сознание в ка- честве отдельных и самостоятельных объектов философского ана- лиза.

Исходным пунктом рассмотрения общественного сознания в качестве объекта философского анализа является положение о том, что «общественное бытие определяет сознание». Идея определя- ющей роли общественного бытия и зависимости от него обще- ственного сознания является слагаемой концепции «материалис- тического понимания истории» наряду с идеями закономерности


исторического процесса и определяющей роли материального производства.

Концепция «материалистического понимания истории» состав- ляет самую большую ценность философии марксизма, ибо она и спустя 150 лет находит свое подтверждение в развитии общества. Из формулы «общественное бытие определяет общественное сознание» следует вывод: анализ сознания исследуется через ана- лиз бытия. Что касается проблемы активности сознания, то она должна рассматриваться через призму перманентного развития

всей системы общественных отношений.

Сознание выступает как проблема общественной активности самого человека, выражение его желания и способности вмеши- ваться в жизнь общества, реально воздействовать на ход событий. Методологическое значение сознания трудно переоценить.

Сознание — это своеобразное зеркало, в которое мир смотрится и видит себя, но это то особое, специфическое зеркало, без которо- го не было бы этого человеческого мира. Не случайно, в социаль- но-философской традиции категория «сознание» находится в од- ном ряду с такими понятиями, как бытие, общество, человек, мир, жизнь. И это очень справедливо, ибо у жизни и сознания одно ос- нование. Забвение или недооценка этого обстоятельства порож- дает феномен отрыва сознания от реальности. И тогда начинают искать загадку сознания в особенностях индивидуальной психики или в абстрактной деятельности, но только не в сознании бытия. Поскольку сознание возникает в процессе трудовой деятель- ности людей и их общения, то именно форма социальной связи людей, их общественное бытие и дает ключ к исследованию конк- ретного содержания сознания и общественной деятельности по его

производству.

Историко-философская традиция свидетельствует о том, что общественное сознания выступает в двух ипостасях: как способ интеграции людей и как «зеркало» общественного бытия.

В первом случае сознание предстает как реальность особого рода, которая имеет свою логику развития, свой особый язык, свою символику, свое собственное производство. Продукт этого произ- водства (идеи, взгляды, концепции, теории и т. д.) обеспечивает механизм объединения людей. Общественное сознания берет на себя функцию представлять общество и общественный интерес, оказывая мощное воздействие на формирование индивидуально- го сознания.


Во втором случае общественное сознание выступает как «зер- кало» общественного бытия, саморефлексия которого обеспечи- вает производство и воспроизводство общественных отношений и определенного типа личности данного общества. Человек как носитель социальности разрешает противоречия идеального и материального, замыкая на себя все богатство общественного со- знания и реализуя его в процессе жизнедеятельности через прояв- ления своего индивидуального сознания.