Формы общественного сознания

Вне истории взаимоотношений общественного бытия и обще- ственного сознания практически нельзя уяснить ни общественную природу сознания, ни появление отдельных его форм: религии и философии, морали и искусства, науки, политики и права.

Переход от мифологии к культуре письменного периода озна- чал переход от стадного сознания к сознанию общественного че- ловека.

Время культуры мифа — это инкубационный период становле- ния человечества, завершение перехода от биологической попу- ляции до социальной общности людей80.

Время письменной культуры — это уже становление общества. На смену общности с ее кровнородственными «скрепами» прихо- дит общество людей разных родов и племен. Формируются пер- вые социальные институты. Власть авторитета сменяется автори- тетом власти. Мифология как мировоззрение передает эстафету одновременно религии и философии. Первая обеспечивает его ста- бильность, вторая — прорыв общества в будущее. Религия как мировоззрение формирует образы веры, философия — образы зна- ния.

Этот период условно можно назвать «детством» человечества, ибо это время оформления общества, где еще отсутствует индиви- дуальность, где человек жестко включен в социум. Вне общества он никто, точнее ничто81.

 

80См.: Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989; Фрэзер Дж. Золотая ветвь.

М.,1983.

81См.: Древнеиндийская философия. М., 1963; Мюллер И. Шесть систем ин- дийской философии. М., 1995; Древнекитайская философия. М., 1994; Античная литература. Греция. Антология. М., 1989.


Сознание общества синкретично, слитно. Религия и философия как два мировоззрения противостоят друг другу, но это противо- стояние еще не провело «демаркационную» линию через все об- щество. Общество хранит свою традиционность, повторяя себя в пределах парадигмы космоцентризма.

На смену детства приходит юность. Юность человечества пада- ет на период Средневековья, где в рамках парадигмы теоцентризма человек «выламывается» из общества и остается один со своим пер- вородным грехом перед ликом Бога. Место в потустороннем мире зависит не от общества, а определяется усилиями отдельно взятого человека. С этого времени можно датировать суверенность инди- видуального сознания, а стало быть, и окончательное формирова- ние общественного сознания.

На место синкретичному сознанию общества приходит обще- ственное сознания в многообразии своих форм, где каждая форма в ответ на общественную потребность и потребность общественного человека обеспечивает отражение и идеальное воспроизведение кон- кретной реальности.

Первоначально число форм общественного сознания ограни- чивалось религией и философией, но затем состав их пополняет- ся. На стыке религии и философии оформляется мораль и искусст- во. Новые потребности развития общества и человека вызывают к жизни науку, политику и право. Это не означает, что список форм общественного сознания завершен и можно подвести черту. От- нюдь, ибо человечество продолжает свое развитие. И если в лите- ратуре последних лет отстаивается мысль об экономической и эко- логической форме сознания, то это только свидетельствует о за- кономерности развития общественного сознания.

Есть общественная потребность, появится и необходимая фор- ма общественного сознания. Возникнув как ответ на обществен- ную потребность, новая форма общественного сознания обретает внутреннюю логику своего развития. И в этом смысле она уже больше чем простое отражение общественного бытия. Посему ис- следователь, рассматривающий содержание и специфику конкрет- ной формы сознания, должен принимать во внимание не только состояние конкретного общественного бытия, как основной де- терминанты сознания, но и исследовать эту форму по субъекту — носителю сознания, по способу отражения бытия, степени адек- ватности отражения и т. д.


Рассматривая общественное сознания, следует помнить, что формы сознания различаются между собой предметом отражения, общественными потребностями, которые вызвали появление этих форм, способами отражения бытия в мире, ролью в жизни обще- ства, характером оценки общественного бытия.

Ближе к базису общества находится политическая, правовая и нравственная формы сознания. Они наиболее адекватно отражают социально-экономическое состояние общества, интересы людей.

Эстетическое, религиозное и философское сознания связано с базисом общества опосредованно. В отличие от первых, они мед- леннее реагируют на изменение общественной ситуации, но зато диапазон возможностей отражения бытия в мире у них гораздо больше.

Особый статус имеет наука. Она выступает как неопосредован- ная производительная сила общества и как специфическая форма сознания, обеспечивающая производство знаний.

Каждая форма сознания, реализуя единство функций отраже- ния и творчества, обеспечивает производство определенных идей, взглядов, представлений, знаний, образов, норм и т. д. Каждая форма сознания имеет свою меру эмпирического и теоретическо- го, чувственного и рационального, общественно-психологического и идеологического.