Политическое сознание

Среди наличных форм общественного сознания, политическое сознание занимает особое место. Если в условиях античности до- минирующей формой общественного сознания выступала фило- софия, а в условиях Средневековья — религия, то с оформлением капиталистического способа производства «законодателем моды» общественного сознания выступает политика как концентрирован- ное отражение и выражение экономики.

Поскольку в политическом сознании наиболее адекватно ото- бражаются социальные проблемы, то политическое сознания, вы- ступая центром интеграции всех остальных форм сознания, зада- ет им, наряду с собственным содержанием, политическое содер- жание противоречий общества.

Борьба за власть начинается с противостояния идей, а потом уже и людей. Консолидация людей в малые или большие соци-


альные образования начинается с осознания ими своего объектив- ного положения, своих коренных интересов и общих целей. Такое осознание зарождается в стихии повседневных будней, но оформ- ляется под влиянием политического сознания и тогда обществен- ное сознания превращается в общественную силу со всеми выте- кающими последствиями.

Механизм взаимодействия экономики и политики имеет слож- ный и противоречивый характер. Все противоречия способа про- изводства проходят через человеческий фактор, отражаются в об- щественном сознании первоначально в виде настроений. Эти на- строения обретают характер устойчивых взглядов, представлений с последующей инверсией в четко сформулированные идеи. В свою очередь идеи, очищенные от чувственности, предвзятой субъек- тивности, становятся фактором формирования психологической установки людей, мотивом их трудового и общественного пове- дения. Хотя, адаптация этих идей людьми зависит от их общей культуры и профессиональной подготовки, чувства социальной ответственности и сложившихся моральных устоев.

Политическое сознание по-разному проявляет себя на обыден- ном уровне и теоретическом. На обыденном уровне политическое сознание возникает стихийно как естественное отражение условий быта и труда людей. В нем своеобразно и неповторимо сочетают- ся эмпирическое и рациональное, рассудочные формы и эмоции, сегодняшние представление и сложившиеся традиции. Отражая непосредственные нужды и заботы человека, политическое созна- ние на обыденном уровне выступает повседневным средством ори- ентации человека в его жизнедеятельности. Оно полно драматиз- ма, ибо прямо и непосредственно отражает реальность бытия в мире, особенно если последнее выступает в качества «театра аб- сурда». Смесь надежд и разочарований, горестей и радостей при- дают политическому сознанию обыденного уровня окрас «несча- стного сознания».

Несчастное сознание нуждается в поводыре и обретает его на теоретическом уровне. Политическое сознание теоретического уровня критически анализирует содержание обыденного сознания, его стихийные взгляды и противоречивые представления, вычле- няет из этой повседневности оптимальные идеи решения назрев- ших проблем, подводит под них теоретическую базу и последние


обретают силу и значимость идеала. Идеал, будучи важнейшим компонентом структуры мировоззрения, формирует психологичес- кую установку на определенное отношение к бытию в мире.

Политическое сознание обыденного уровня поставляет теоре- тическому уровню информацию эмпирического порядка и полу- чает взамен оптимальное научное решение проблемы в виде идеа- ла — программы действия. Массовый эмпирический опыт нахо- дит свое продолжение в идейно-теоретический интерпретации этого опыта и возвращается к массам в новом качестве. Это отно- шение обыденного и теоретического наиболее рельефно просле- живается на уровне взаимосвязи общественной психологии и иде- ологии, взаимосвязь и взаимодействие которых являются «визит- ной карточкой» политического сознания, основанием доверия людей к собственному политическому опыту.

Если носителями общественной психологии в политическом сознании выступают люди, массы, то субъектом идеологии явля- ются специальные институты общества, с помощью которых она выполняет свое назначение. На профессиональном уровне рассмат- ривается проблема соотношения «стихийного» и «сознательного», решается вопрос теоретического осмысления эмпирической инфор- мации, формируется механизм пропаганды, отрабатываются фор- мы и методы распространения выработанных идей (идеалов) в массовом сознании; обеспечивается активность и направленность политического сознания, формируется политическая культура как компонент общей культуры.