Искусство как форма общественного сознания

Искусство выступает в различных ипостасях: как социальный институт общества, как специфический вид деятельности, как оп- ределенна форма общественных отношений и, наконец, как осо-


бая форма общественного и индивидуального сознания. Все эти ипостаси искусства находятся в определенной взаимосвязи и вза- имодействии, а посему нет искусства вообще, а есть конкретная форма его проявления.

Имея в виду искусство как форму общественного сознания, Г. Гегель характеризовал его как «мышление в образах», как мир воображения, параллельный действительному. Через художествен- ные образы этот мир обогащает человека духовно, ибо «мышле- ние в образах» ориентировано на открытие красоты мира. Мир красоты, мир добра и мир истины задают основание подлинного бытия человека, составляют слагаемые его сущностных сил. От- сутствие одного из трех атрибутов сущностных сил человека ста- вит под сомнение его статус общественного человека. Ум челове- ка, глухого к добру и слепого к красоте, способен творить только зло.

Искусство как форма общественного сознания возникло в от- вет на общественную потребность.

Степень освоения мира зависит от состояния сущностных сил человека, и развитие человеческой чувственности (этического и эстетического восприятия) невозможно без искусства. Искусство как «мышление в образах» воспроизводит, духовно облагоражи- вает и возвышает человека.

«Мышление в образах» значительно усиливает потенциальные возможности человека, раздвигает границы реального житейско- го опыта человека, ориентирует человека не столько на приспо- собление к миру, сколько на готовность его совершенствовать. Для человека нет предела совершенству. В поиске себя, он, переделы- вая себя, готов переделать и всю природу. И эта готовность имеет свое основание. Она опирается на искусство.

Искусство как форма общественного сознания является особым способом социально направленного формирования индивидуаль- ного сознания. Оно позволяет человеку проявить свои способнос- ти, реализовать свои возможности, развиваться эмоционально и интеллектуально, приобщаясь к общечеловеческому опыту, к иде- алам. В мире художественных образов человек поднимается над природой и своей собственной природой.

Искусство показывает не только реальную жизнь, но и ее по- тенциал, более значительный по своему содержанию, чем внешние


проявления жизни. И этот потенциал обеспечивает «вхождение настоящего в будущее», ибо определяет направленность челове- ческих желаний и стремлений, обнажает неудовлетворенные по- требности, указывает, что еще не реализовано, но требует своего осуществления.

Искусство как форма общественного сознания выступает регу- лятором человеческого поведения. Эту функцию выполняет и мо- раль, но искусство обеспечивает ее своими средствами. Ключевой ценностью эстетического сознания является красота. В отличие от нравственных норм, ориентированных на определенное поведе- ние, эстетическое сознания через свои художественные образы за- дает определенный настрой на жизнь. Эффективность этого на- строя достигается чувственно-эмоциональной формой образа.

Художественный образ принципиально не теоретичен. В нем своеобразно соединены содержание и форма. И это единство есть нечто вроде возможной действительности. Образ несет и знание (информацию), и ценности, и нормативное предписание, но не прямо, а опосредованно, когда видимая незначительная часть

«приглашает» почувствовать и пережить невидимое, но предпо- лагаемое и в этом смысле почти реальное содержание. И не толь- ко пережить, но и соотнести с идеалом через эстетическую оценку по шкале: от «прекрасного» до «безобразного». Глаз скользит по вершине «айсберга», а мысль проникает в его подводную часть. Образ провоцирует на диалог писателя и читателя, художника и зрителя, музыканта и слушателя, обеспечивает решение пробле- мы по канонам красоты.

Вкусы обсуждают, но о них не спорят, если личная интерпрета- ция эстетического образа не затрагивают интересы других. Воп- рос о том, чьи переживания по поводу просмотренного спектакля истиннее, мои или моего соседа, не имеет смысла, ибо в одном и другом случае формировался свой диалог, формировался художе- ственный образ объективного содержания и субъективного вос- приятия. Этот образ в каждом случае индивидуален, ибо инфор- мация со сцены проходила через ценностные ориентиры инди- вида и снималась в проектируемой реальности образа, где встре- чалась видимая часть спектакля и его невидимая часть, домыслен- ная зрителем и оформленная его возможностями и способ- ностями.


Специфика искусства как особой формы сознания и его отли- чие от других форм заключается в том, что оно есть творчество тандема: исполнителя и потребителя, где и тот и другой включе- ны в единый механизм сотворчества, хотя они, может быть, ни- когда не встречались, а между ними подчас пролегают целые ис- торические эпохи.

Механизм со-творчества находит свое выражение в акте оп- редмечивания и распредмечивания, вечного достраивания художе- ственного образа с ориентиром на каноны эстетический культуры. После каждого акта со-творчества синтез «Я» и «Не-я» рожда-

ет не только новое знание, но и обеспечивает вечное становление нового «Я» в его открытости и устремленности к миру, в единстве его страдательного и деятельного начала. В результате формиру- ется стереотип, привычка, а позже и внутренняя необходимость строить себя по законам красоты, жить в красоте, осваивать мир по канонам истины, добра и красоты.