Становление философии в Древней Индии

Цивилизация Древней Индии сложилась в результате особого сосуществования культуры коренных этносов и культуры ариев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга. Для этой ци- вилизации характерна жесткая кастовая структура, интеллектуаль- ная пассивность людей, отсутствие претензии на антропоцентризм, приоритет иррационального над рациональным, интровертивный характер.

Традиционно в развитии древнеиндийской философии выделя- ют три периода: ведийский, классический и индуистский.

I. Борьба за выживание и освоение новой сферы нашли свое отражение в ведической литературе. «Веды» — это история и рег- ламент жизни ариев. В ведических текстах встречаются высказы- вания о происхождении мира, его субстанции. В качестве основы бытия рассматривается Брахман — священная сила, из которой все возникает и в которую все возвращается. Если субстанцией бытия мира выступает Брахман, то субстанцией человека высту- пает Атман. Атман соотносится с Брахманом, как субъективный дух соотносится с объективным духом. Будучи носителем субъек- тивного духа, и будучи причастным к объективному духу, чело- век обретает одновременно и индивидуальное, и космическое бы- тие. В этом качестве Атман — начало, основа и завершение суще-

 

4См.: Юнг К. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. 1988. № 10.


го. Он тождественен смертному, воплощенному Брахману и отли- чается от абсолютного бессмертного и неизреченного Брахмана. С учением о соотношении Брахмана и Атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (кар- ма). Круговорот жизни вечен и все в мире ему подчинено. Никто, включая человека, не может избавиться от перевоплощения. В последующих воплощениях душа входит в ту телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прежней жизни.

Таким образом, только от человека зависит, сможет ли он добиться освобождения (мокша) и реализовать положительную карму.

Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий характер. Другими словами, бытие в мире призрач- но. Поскольку бытие в мире иллюзорно, то его познание бессмыс- ленно. Такая мировоззренческая установка формировала и соот- ветствующее отношение к миру.

II. Классический период представлен учениями, возникшими в результате неприятия элитарности брахманизма, ратовавшего за жесткую иерархию кастового строя. Наибольшую известность получили джайнизми буддизм.

Согласно джайнизму сущность человека дуалистична, матери- альный и духовный его компоненты связаны кармой. Через карму человек может контролировать свою сущность, не забывая, что от суммы хороших или плохих поступков, набранных в процессе жизни, зависит форма следующего его рождения.

Поэтому джайнизм особое внимание уделяет вопросам этики. Этика джайнизма опирается на три принципа: правильное пони- мание мира и своего места в нем; вера в истинность доктрины джай- низма; праведная жизнь.

Следуя этим принципам, человек может контролировать свою сущность, обеспечить свое спасение. Но освободиться от сансары человек может только полагаясь на свои силы. Джайнизм отрица- ет возможности общественного фактора. Только от человека за- висит его спасение.

Праведная жизнь включает пять основных обетов «не»:

не причинять вреда живому; не воровать;

не прелюбодействовать; не стяжать;

не врать.


Для джайнов характерно трудолюбие и ограниченность в по- требностях, доходящее до состояния аскетизма.

С появлением буддизма влияние джайнизма снизилось, хотя он сохранился и в современной Индии.

В 6 веке до н.э. формируется буддизм. Основателем этого уче- ния является Сиддхартха Гаутама.

Буддийская доктрина, как и джайнизм, первоначально суще- ствовала в устной форме, обрастая легендами и произвольной интерпретацией. И только позже, когда буддизм стал «религией спасения», его учение обретает канонический характер.

Учение буддизма включает теорию (догматику), нравственность

(аскетику) и практику (созерцание).

1. Центральным пунктом догматикиявляются четыре истины: миром правят страдания;

причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и же- ланиями;

уйти от страдания можно лишь погрузившись в состояние нир- ваны;

существует особый путь достижения нирваны, который пола- гает: праведную веру, истинную решимость, праведную речь, пра- ведные дела, праведную жизнь, праведную мысль, праведные помыс- лы и готовность отрешиться от всего, от всех и от своих желаний.

Познавший четыре истины и освободившийся от десяти «це-

пей» может обрести состояние нирваны.

2. Что касается аскетики,то вместо самоистязаний Будда вво- дит правило нравственной чистоты: охраняй живое, не причиняй зла, уважай чужую собственность, сохраняй целомудренность и правдивость, будь скромным и воздержанным в удовлетворении своих потребностей.

3. ПрактикуБудда понимает не как деятельность, а как особый тип созерцания, которое предполагает:

отказ от земных желаний и сосредоточенность на мысли о гар- монии своего Атмана с Брахманом;

достижение абсолютного покоя;

обретение бесстрашия и безразличия, воздержанности и невоз- мутимости;

обретение свободы от внешнего мира и даже мыслей о нем.


Эффективность практики (созерцания) усиливалась теорией (догматикой) и обеспечивалась аскетикой (нравственностью). В результате душа человека наполняется светом, обретает яснови- дение и способность к единству с Брахманом. Буддизм стал «рели- гией спасения», ибо вселял надежду, что страдания можно побе- дить уже в этом мире, организовав свою жизнь в соответствии с канонами буддизма.

III. Индуистский период древнеиндийской философии форми- руется в ходе противостояния буддизма и брахманизма. Брахма- низм теряет свою элитарность, значительно упрощается, что по- зволило ему трансформироваться в индуизм— национальную ре- лигию индусов. Последняя нашла свое отражение в эпосах

«Махабхарата» и «Рамаяна», где описывается картина происхож- дения мира из «космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах». Развитие мира объясняется через столкно- вение противоположных сил, где разрушение предшествует тво- рению.

Что касается развития человека, то индуизм занимает более умеренную позицию, чем джайнизм или буддизм. Он не требует тотальной отрешенности человека от земных благ, самоборения и служения Абсолюту. Другими словами, индуизм сделал ставку на среднего человека, который желает получить все, но по возмож- ности не прилагая особых усилий. Инверсия брахманизма в инду- изм значительно расширила его социальную базу. Что касается буддизма, то он из формы оппозиции элитарности сам превра- тился в элитарное учение. Буддизм как и джайнизм стал «религи- ей спасения», но лишь избранных, тех, кто готов принять четыре истины жизни и освободиться от десяти «цепей» на пути достиже- ния нирваны и преодоления страданий.