Религиозное сознание

По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определя- лась как «опиум для народа». При определенных обстоятельствах религия может быть и опиумом, но негативную роль может иг- рать и плохая мораль, и дурной эстетический вкус, и неумная по- литика. Хотя из этого никто не делает вывод о необходимости исключения морали искусства, политики из жизни общества.

Каждая форма сознания является ответом на общественную потребность. Не составляет исключение и религия. При оценке той или другой формы сознания необходимо исходить из принципа конкретности истины. А посему следует разобраться, при каких условиях религия играет негативную или положительную роль, выявить ее социальные, гносеологические и психологические ос- нования.

Социальные корни религии коренятся в страхе человека перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в обще- стве, в переключении сознания людей с установки изменить реаль- ную земную жизнь на иллюзии справедливости в том, другом мире. Гносеологические основания религии заключаются в способ- ности сознания отрываться от действительности. Познание мира


обеспечивается в процессе формирования образа мира, объектив- ного по содержанию и субъективного по восприятию. Все формы как чувственного, так рационального познания (ощущение, вос- приятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) не- сут в себе возможность «дорисовать» образ отраженного мира, опираясь на воображение и фантазию. И чем дальше образ отсто- ит от отражаемой реальности, тем больше возможность преврат- ного ее отражения. И вот уже понятие, как образ, замещающий реальность существует не просто само по себе, а заявляет о пре- тензии быть первореальностью. В этом смысле показательны сис- темы объективного идеализма Платона или Гегеля.

Психологические основания религии заключены в эксцентри- ческой сущности человека, его открытости, незавершенности и незащищенности, в вечной неудовлетворенности. Человек осоз- нает вечность Вселенной и переживает свою конечность (леталь- ность). Человек жаждет бессмертия и обретает его в религии.

Благодаря мышлению, человек способен объять всю Вселенную. Но будучи существом конечным, человек не способен ни эмпири- чески, ни логически воссоздать ее истинный образ. А жить в мире непознанном трудно. Отсюда стремление обрести если не истину мира, то хотя бы веру в него.

Внутренний мир человека ориентирован на диалог с собесед- ником, с которым более уместно молчание, чем изречение. Идеал совершенного собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит в Боге, поднимаясь над бытием в мире и соприкасаясь с бытием мира.

И социальные, и гносеологические, и психологические основа- ния религии задают лишь возможность обращения человека к ре- лигии. Что касается реализации этой возможности, то это зависит от самого человека, от условий его воспитания, образа и качества жизни, от уровня его культуры.

По своему существу религия является одним их архетипов ми- ровоззрения. Если в системе субъектно-объектных отношений мифологического мировоззрения рождаются гипертрофированные образы, несущие чувство страха, то в аналогичной системе рели- гиозного мировоззрения рождаются образы поклонения и любви, веры и надежды.

Возникновение религии связано с развитием интеллекта, фор- мированием абстрактного мышления, когда возникает возмож-


ность отрыва мысли о предмете от самого предмета мысли. Воз- никающие общие понятия, как заместители отраженной реально- сти, в силу относительной самостоятельности и внутренней логи- ки собственного развития, из средства освоения единичной реаль- ности инверсируют в самоценность с претензией быть первореальностью.

На основе отражения, благодаря фантазии и воображению, уже могут появиться представления, которых нет в существующей ре- альности мира. Эти фантастические представления косвенно сви- детельствовали о зависимости человека от природы и его отчуж- дении. Отчуждение рождало страх и его призраки.

Первоначальным объектом религии и религиозных ощущений был реально существующий объект (вещь, явления), наделенный сверхчувственными свойствами — фетиш.

Сверхчувственные свойства отделяются от фетиша (предмета) и трансформируются в самостоятельную субстанцию — «дух». Параллельно складывается вера в существование духов. Оформ- ляется представление о существовании двух миров: земного и по- тустороннего.

По мере разложения кровно-родственных отношений, на сме- ну родовой религии приходит политеизм, визитной карточкой которого были боги, олицетворяющие как силы природы, так и силы общества.

Дальнейшее развитие общества привело к тому, что политеизм уступает место монотеизму. Из пантеона богов выделяется еди- ный всемогущий Бог.

Функции религии в основном обусловлены тем местом, кото- рое она занимает в системе общественного сознания. Историчес- ки оно менялось, что было обусловлено изменениями в сфере об- щественного бытия.

В первобытном обществе религия существовала как аспект син- кретического сознания. В античности формирующим принципом общественного сознания выступает философия, но в недрах об- щества зреют условия для смены доминанты общественного со- знания и в эпоху средневековья законодателем «моды» выступает религия. Она задает структурную организованность обществен- ному сознанию, наполняя религиозным содержанием все налич- ные формы от политики до искусства, включая и философию.


В эпоху первоначального накопления капитала и последующе- го формирования капиталистического способа производства с его фетишизацией товара, денег и капитала позиции религии суще- ственно изменяются. Она сохраняет за собой статус относительно самостоятельной формы сознания, но уже не определяет содержа- ние и направленность общественного сознания.

В условиях Нового времени человек с помощью науки пытает- ся занять место Бога, ибо если «Бога нет — значит все позволе- но». Это не только установка на поведение Раскольникова из «Пре- ступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Это принцип жизни человека, который не дорос до религиозного сознания или вычер- кнул его из своей жизни, предпочитая на весь мир смотреть глаза- ми только науки, политики или искусства. И как тут не вспомнить предостережения Ф. Бэкона, его замечательные рассуждения об идолах сознания. Каждый человек имеет «свою собственную пе- щеру», которая значительно «ослабляет и искажает естественный свет природы». Речь идет об индивидуальных особенностях чело- века, о том, что разум человека несет на себе печать его воли и страстей, печать избирательной предпочтительности84.

Поставив под сомнение целесообразность религиозного созна- ния, человек утратил почтительность к бытию, утратил ощуще- ние святости чего бы то ни было, кроме витальных потребностей. Вклад религии в общечеловеческую культуру ощутим. Он ос- нован на допущении, что человеку, кроме удовлетворения виталь- ных потребностей, открыто нечто, объединяющее мир, человечество и душу отдельно взятого человека. Это нечто можно интерпретиро- вать в различных измерениях науки (объективные законы), религии

(Бог), философии (Бытие мира или актуальная бесконечность).

Но без целостного мироощущения все в мире обретает относи- тельную ценность. Поведение человека замыкается на сиюминут- ную полезность. Принципу «Здесь и только сейчас», прагматизму с его установкой «цель оправдывает средства», религия противо- поставляет святость и человечность.

«Святое» является ключевой категорией религиозного созна- ния, ориентированно на восприятие жизни как высшей ценности. Эта святость определяет и особые функции религии, среди кото- рых следует выделить компенсаторную и регулятивно-коммуни- кативную.

 

84См. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 15–48.


Первая восполняет бессилие людей перед лицом проблем, ре- шение которых выходит за пределы их возможностей. По мнению психологов неофрейдистов, вера в Бога предотвращает неврозы, укрепляет положительные эмоции.

Вторая функция связана с регуляцией поведения людей через систему религиозных норм и правил и установление устойчивых связей единоверцев. Последнее обеспечивает интеграцию людей на уровне религиозных общин. Правда, эта интеграция через со- циальный механизм проекции, самоидентификации и символиза- ции чревата возникновением демаркационной линии между «на- шими» и «чужими».

Религиозное сознание общества так или иначе влияет на фор- мирование индивидуального религиозного сознания. В условиях цивилизации за человеком сохраняется принцип свободы совес- ти. Он вправе выбирать как любую веру, так и атеизм, если сде- ланный выбор не ведет к антисоциальным последствиям, к нару- шению прав человека и общественных норм морали.

Завершая разговор о религии и религиозном сознании остает- ся только отметить, что религия, как и другие формы сознания, возникла в ответ на общественную потребность. И она будет су- ществовать ровно столько, сколько будет сохраняться в ней по- требность, заявляя о себе в ипостаси еще одного компонента об- щей культуры.

Учитывая, что философии посвящен весь предложенный курс, а о науке речь пойдет в главе «О познавательном отношении че- ловека к миру», автор в целях устранения дублирования снимает необходимость рассматривать науку и философию в качестве от- дельных форм общественного сознания. Тем более, что обстанов- ка переходного периода (время «постмодерна») требует больше внимания уделить природе правового сознания, помочь обрести ориентиры в условиях формирования нового правового простран- ства.