Правовое сознание и его специфика

Специфика правосознания

Природа правового сознания многоаспектна, а поэтому пра- вовое сознание исследуют историки и культурологи психологи, философы и правоведы.


Социально-философский подход к исследованию правосозна- ния, принимая во внимание результаты других направлений, ис- ходит из констатации факта, что правовые общественные отно- шения — это прежде всего особые субъектно-субъектные отноше- ния. Они возникают на основе защиты прав субъектов при существенно разной направленности их интересов, когда эти ин- тересы не только разные, но иногда даже взаимоисключающие.

Проблема противостояния интересов решается либо подавле- нием интересов одних субъектов другими с последующим закреп- лением форм подавления через институт государства, либо согла- сованием противостоящих интересов на основе компромиссного единства интересов отдельных субъектов и общества в целом, опять же через институт государства.

В первом случае за субъектом не остается права выбора. Чтобы не попасть под репрессивные санкции со стороны государства, субъект обязан подчиняться авторитету власти.

Во втором случае регулирование интересов осуществляется че- рез внешнюю принудительную необходимость. Люди подчиняются не из любви к другим субъектам, не из-за страха, а из понимания того, что без взаимных уступок, добровольного ограничения сво- их потребностей, общество развалится. В этом случае оформляет- ся особый тип субъектно-объектных отношений, когда субъекты выступают в качестве объектов управления со стороны авторите- та власти и одновременно в качестве субъектов, признающих пра- ва и обязанности друг друга.

Понимание и принятие такой диалектики имеет особое значе- ние для развития общества и самореализации индивида, ибо если люди в обществе выступают исключительно как суверенные субъекты, то их отношения регламентируются моралью, а необ- ходимость в праве отпадает. Такая модель отношений в современ- ном обществе скорее утопия, чем реальность.

Если люди в обществе относятся друг к другу как к объектам, то авторитет власти олицетворяет абсолютное насилие, а право исполь- зуется как прикрытие этого насилия. Обстановка в таком обществе чревата потрясениями.

Стало быть, оптимальной формой общественных отношений мо- жет быть только тип субъектно-объектных отношений.

Ключевой ценностью права общества является закон, гаранти-


рующий соблюдение прав и обязанностей на уровне индивида. В зависимости от своих интересов, люди формируют свое представ- ление о содержании прав и обязанностей, а также о их состоянии. Различие во взглядах порождает противоречия, которые снима- ются силой авторитета власти, интересом большинства или через диалог до достижения консенсуса. Чем больше удельный вес тре- тьего варианта, тем более развитым, человечным и перспектив- ным является данное общество.

Но все разговоры о праве и его осуществлении мало что значат вне правового сознания.

Правосознание— это особое измерение конкретной правовой реальности, которая представлена нормативными актами, право- применительными решениями и степенью осознания норм права, адаптации их на поведенческом уровне.

Поскольку в правосознании доминирует субъект осознания права, то правосознание можно определить как собственные (лич- ные, коллективные) взгляды, представления на природу и сущ- ность, действующего права, а также его оценка с позиции спра- ведливости и свободы85 .

В многочисленных определениях правосознания в основном фигурирует два компонента: представление о действующем праве и его оценка, что позволяет определить правовое сознание как совокупность взглядов и представлений людей, выражающих свое отношение к действующему и желаемому праву.

Правосознание, как особый способ освоения и усвоения права, тесно взаимосвязано с политическим и нравственным сознанием, другими формами общественного сознания, а также с сущностны- ми силами человека, состоянием его воли и чувств, развитием его интеллекта.

Правовые чувства и рациональное отношение к действующему праву — два способа ориентации человека в системе «природа — общество — человек». Правосознание складывается как резуль- тат юридического воспитания. С детства индивид приобщается к правовым заповедям, правовому регламенту. С детства индивиду прививается (или должно прививаться) чувство самообладания и самоуправления, чувство взаимного уважения и доверия. Други-

 

85См.: Теория государства и права. Саратов. 1995. С. 459; Карташов В. Н.

Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль. 1995. С. 100.


ми словами, на уровне обыденного сознания формируются право- вые чувства, как «правовой инстинкт». Чувства не только основа- ние рационального освоения права, но и форма реакции на те или иные нормативные акты, правоприменительные решения. Это уро- вень правовой психологии человека, предпосылка формирования правового сознания.

По своему содержанию правосознание достаточно сложное образование. Оно включает знание и чувства, мотивы и цели, цен- ностные ориентиры и психологические установки, представления о сущем и должном, о желаемом праве. Правосознание характе- ризуется определенной направленностью, выступая формой отра- жения норм права, правопорядка, процессуальной юридической реальности. Как и любая другая форма общественного сознания, оно способно к самопознанию.

Особенность правосознания заключается в том, что оно обра- щено не только к действующему праву, практике его толкования и осуществления, но и ориентировано на будущее через прошлое. И это отражение реальности настоящего, обращение к прошлому и ориентир на желаемое сопряжен с уровнем понимания свободы и справедливости, со степенью осознания своих интересов и го- товности принять во внимание интересы (потребности) других людей.

Становление правосознания начинается с чувственного и ра- ционального освоения общественной жизни и оценки социальной обстановки, содержания права, юридической практики, рефлек- сии правосознания.

Оценка правовой ситуации предполагает два уровня: взаимо- отношение индивида и действующего права, а также взаимосвязь и взаимодействие людей в условиях конкретной правовой обста- новки.

Если философию называют душой культуры, то правосознание действительно является душой правовой культуры, способом ее освоения и усвоения. Оно имеет свою специфическую структуру.

Структура правосознания — это совокупность взаимосвязан- ных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающая целос- тность правосознания, его развитие и функционирование.

В качестве структурных элементов традиционно выделяют пра- вовую психологию и идеологию, индивидуальное, групповое и


общественное сознание, обыденное, теоретическое и профессио- нальное правосознание.

Правовая психологияопирается на обыденное сознание и по- стоянно подпитывается повседневной эмпирической практикой людей. Ее содержанием выступают эмоции, переживания людей в связи с нормативными правовыми актами и практикой их осуще- ствления. Несмотря на свой стихийный, несистематизированный характер, именно правовая психология определяет успех или про- вал той или иной законодательной программы. Невосприятие на уровне правовой психологии тех или иных запретов порождает проблемы в реализации законодательства, приумножает допол- нительные трудности в правоохранной деятельности.

Если правовая психология соответствует обыденному созна- нию, то правовая идеология соответствует уровню теоретическо- го отражения и освоения правовой действительности.

Правовая идеология— это совокупность юридических идей, концепций, теорий, которые в систематизированном виде отра- жают, оценивают и формируют правовую реальность в интересах господствующих сил общества.

По сравнению с правовой психологией, как формой стихийно- го, несистематизированного сознания, правовая идеология харак- теризуется целенаправленным освоением проблемных ситуаций права. Причем осмысление проблем прав и решение их осуществ- ляется не стихийно, а организованно с участием профессионалов, а не любителей. Примером правовой идеологии как теоретичес- кой формы освоения правовой реальности могут служить гегелев- ская философия права, естественно-правовая доктрина и др.

Наличие обоснованной правовой идеологии является услови- ем жизнедеятельности любого нормального общества.

Правовая психология и правовая идеология отличаются по ха- рактеру отражения действительности, способу ее освоения, фор- мам и методам воздействия на индивида. Но эти отличия не толь- ко не исключают друг друга, а настоятельно требуют взаимосвязи и взаимодействия психологии и идеологии. Только в единстве они обеспечивают правосознанию возможность выполнять свои фун- кции, среди которых на первом месте стоят познавательная, оце- ночная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что накопленные знания и представления в области права и правовой


деятельности служат одним из источников для осмысления целос- тности общественной жизни. Субъектом познания в этом случае выступают как профессионалы-законодатели (уровень правовой идеологии), так и граждане (уровень правовой психологии). По- знавательная функция правосознания помогает индивиду выявить свои потребности, определить свои интересы, сформировать свое отношение к ним через интересы другого.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что как с по- зиции правовой психологии, так и с позиции правовой идеологии дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юри- дически значимым. Субъекты права как граждане, так и законо- датели с позиции своих представлений о праве, законности квали- фицируют те или иные нормативные акты и их применение (осу- ществление), что позволяет определить форму должного поведения и способы удовлетворения своих потребностей.

Регулятивная функция правосознания заключается в том, что нормативные акты и иные правовые предписания служат ориен- тирами в общественной жизни, обеспечивают регламент обще- ственных отношений. Правосознания побуждает людей к опреде- ленному типу поведения, служит в качестве побудительного мо- тива в тех случаях, когда они не знают конкретных правовых норм, но в силу знания общей направленности законодательства ведут себя в соответствии с требованиями законности и правопорядка. Особую роль в осуществлении регулятивной функции право- сознания имеет правовая установка. Она обеспечивает готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправ-

ному поведению.

Правовая установка формируется на базе правовой психоло- гии. Сложившись, она задает устойчивый и целенаправленный характер деятельности индивида. Правовая установка обеспечи- вает возможность принимать решения по аналогу ранее встречав- шихся ситуаций.

Помимо отмеченных функций в юридической литературе рассмат- риваются и такие функции правосознания как прогностическая, иде- ологическая, коммуникативная, а также функция интеграции.

Прогностическая функция правосознания проявляется в обосно- ванных предположениях о будущем состоянии правовой реально- сти общества в целом или ее отдельных элементов. Эти предпо- ложения являются следствием профессионального анализа дей- ствующей системы права.


Идеологическая функция правосознания заключается в том, что наработанные знания в области теории и практики права высту- пают фактором формирования правовой культуры общества. Сложившееся на базе правовой культуры правосознание служит инструментом нейтрализации взглядов чуждой психологии и иде- ологии.

Коммуникативная функция правосознания обеспечивает основу взаимодействия людей, задает регламент их общественных отно- шений и деятельности.

И наконец, интегрирующая функция правосознаниясостоит в том, что оно, на уровне единства правовой психологии и право- вой идеологии, соединяет в единое целое теорию и практику пра- ва, обеспечивает реальное существование и осуществление права, правовых отношений и правовой деятельности.

Рассмотрение функций правосознания позволяет уточнить воп- рос о субъектах правосознания, выделив обыденное, профессио- нальное и научное правосознание.

Обыденное правосознание — это массовые представления людей о праве и его применимости. Доминантой обыденного правосоз- нания является правовая психология, сложившаяся под знаком непосредственных условий жизнедеятельности людей.

Профессиональное правосознание — это уровень представлений о применимости права в форме идей, стереотипов, убеждений, скла- дывающихся в среде профессионалов — юристов. От этого уров- ня правосознания зависит стиль юридической практики, формаль- ное или неформальное ее осуществление.

Научное правосознание— это уровень представлений о праве и его применимости в форме идей, концепций, теорий, разрабаты- ваемых в среде ученых-правоведов. От этого уровня правосозна- ния зависит развитие теории и практики права, преемственности с правовым наследием и осуществление прогностической функции на базе единства правовой психологии и правовой идеологии.

Каждый уровень правосознания имеет свою специфику, свою направленность, свои первоочередные функции, а вместе они обес- печивают формирование, развитие и осуществление правового со- знания в структуре общественного сознания конкретного общества. Поскольку правовое сознание замыкается правовой идеологи-

ей на общество, а правовой психологией на личность общества,


то осуществление правосознания предполагает и два уровня пра- вовой культуры: общества и личности.

Правовая культура общества обеспечивает производство и вос- производство теории и практики его применения; эффективность юридического образования и уровень развития правовой мысли; сохранение и приумножение правовых ценностей. Она характери- зуется содержанием правовой информации, уровнем развития за- конодательства и состоянием законности в конкретном обществе, соотношением общечеловеческого и национального.

Национальный компонентзадает смысл и форму юридической теории и практики конкретного народа, несет печать конкретной государственности и правопорядка, конкретного юридического времени и менталитета данного народа.

Общечеловеческий компонентнесет в себе возможность приоб- щения к общечеловеческим ценностям, обеспечивает изучение и осмысление опыта инокультурного происхождения, осуществля- ет процесс интеграции теории права на уровне общего, ориенти- рованного на освоение единичного с последующим вычленением особенного. Этот процесс увязывает общечеловеческое и нацио- нальное, устраняет их механическое соединение, обеспечивая орга- ническое основание для развития правовой культуры и осуществ- ления правового сознания.

Правовая культура личности — это знание, понимание и осу- ществление требований права в жизнедеятельности человека. Она предполагает правовую образованность, перевод внешней необ- ходимости соблюдать нормы права в потребность соблюдать за- конность и правопорядок, формировать правовую установку, со- храняя сознательное отношение к действующему праву.

Развитие правовой культуры общества должно учитывать фор- мирование правовой культуры индивида. Только тогда возможен диалог культур, взаимопонимание законодателя гражданина как на уровне субъектно-объектных отношений, так и на уровне субъектно-субъектных отношений, ибо этот естественный диалог исключает превращение гражданина в объект манипулирования со стороны авторитета власти.

Говоря о правовом сознании, его структуре, функциях; о пра- вовой культуре и ее компонентах, следует помнить, что правосоз- нание органично связано с механизмом правового поведения. Оте- чественный правовед В. Н. Карташов предлагает концепцию со-


циально-психологического механизма правового поведения лич- ности, который сочетал бы индивидуальное и социальное, идео- логическое психологическое, сознательное и стихийное.

По мнению В. Н. Карташова этот механизм включает сбор и обработку правовой информации, мотив, программу, цель, сущ- ностные силы человека, его личный опыт, аксиологическую ин- терпретацию правовой установки, принятие решения и его осу- ществление86.

Сбор и обработка информациипризвана снять неопределенность правовой ситуации. Решение этой задачи обеспечивается метода- ми эмпирического исследования.

Специфика этого компонента правового поведения заключа- ется в том, что отражение правовой ситуации на уровне восприя- тия зависит от прошлого опыта, от профессиональной деятельно- сти человека и его индивидуальных особенностей. Эта тенденция зависимости от прошлого опыта значительно усиливается на уров- не представления, когда настоящее соотносится с прошлым и че- рез воображение и фантазию входит в будущее (в желаемую пра- вовую обстановку). Обладая обобщающим характером, представ- ление обеспечивает новое видение правовой ситуации.

Собранная с помощью чувственного уровня правовая инфор- мация кодируется в памяти и служит основанием для «опережаю- щего отражения» и предвидения новой правовой обстановки (но- вой юридической ситуации, возможных действий и правовых по- следствий).

Мотив правового поведенияориентирован на осмысление ре- альных потребностей. Но потребности и интересы побуждают че- ловека в правовой деятельности, ориентируют его в конкретной правовой ситуации, регулируют его поведение, обеспечивают его правовую установку.

Следующим компонентом механизма правового поведения яв- ляются цель, программа, план и прогноз действия.

Цель как осознанный образ предвосхищаемого результата за- дает программу правового поведения, которая включает спосо- бы, средства и пути достижения цели. Замысел реализации про- граммы, последовательность ее осуществления можно назвать планом. План и его воплощение предполагают прогноз конечного

86См.: Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы обще- ства. Ярославль, 1995. С. 110.


результата. Мотив, программа и цель обеспечивают определенную направленность правового поведения конкретного индивида.

Онтологические основания механизма правового поведения составляют внимание, воля, чувства, т. е. сущностные силы чело- века.

Внимание представляет собой особую сосредоточенность ин- дивида на каком-либо объекте, умение выделить объект, отграни- чить его от других объектов. Внимание обеспечивается волевыми усилиями, которые способны или усилить, или при необходимос- ти затормозить активность индивида. То и другое сопровождает- ся чувствами-эмоциями (страх уголовного наказания, радость по случаю выгодной сделки, гнев в связи с несправедливо вынесен- ным решением).

Личный опыт в механизме правового поведениявключает необ- ходимые способности, знания, навыки, мастерство. Слагаемые этого блока обеспечивают профессионализм юридической деятель- ности, возможность выполнять необходимые действия не только в привычной обстановке, но и в экстремальных условиях.

Механизм правового поведения также включает эмоциональную и рациональную оценкусложившейся правовой ситуации, рожда- ющей в первом случае гнев, недоумение, неудовлетворенность, а во втором констатацию полезности или вредности, целесообраз- ности или ненужности. Вторая оценка возникает после «прокач- ки» сложившейся правовой ситуации через формы рационально- го познания — понятие, суждение и умозаключение.

Полученные оценки помогают индивиду ориентироваться в пра- вовой обстановке, находить оптимальную форму своего поведения. Вышеозначенные компоненты механизма правового поведения являются системой обеспечения принятия решения и его реализа- ции.Этот блок механизма поведения, как справедливо отмечает В. Н. Карташов, объективирует все субъективные процессы, имев- шие место в предшествующих блоках. Здесь завершается пропе- девтика поведения и правовое поведение индивида «проявляется»

в конкретных практических действиях.

Принятие решения о конкретном поведении снимает исходную неопределенность проблемной ситуации. Индивид, соотнося зна- ние о проблемной ситуации и знание о своих желаниях, возмож- ностях, проецирует это сознание через свою систему сложивших-


ся ценностей. Полнота знаний и подлинные ценности обеспечива- ют ему идеал (идеальное решение проблемы и соответствующий выбор средств). Неполные знания и квазиценности дарят идол (ложное решение проблемы и не лучший выбор средств для дости- жения поставленной цели).

Сама процедура принятия решения включает проект решения, отредактированную цель, конкретную задачу, ориентир (готов- ность, в том числе и психологическую) на действие и действие, за которым следует положительный или отрицательный результат.

В принятии решения фокусируются интеллектуальные, волевые, эмоциональные, функциональные и прочие усилия, обеспечиваю- щие эффективность и качество правового поведения.

Предложенная концепция механизма регуляции правового поведения несет в себе мощный эвристический потенциал, ибо позволяет рассматривать каждый блок механизма в качестве от- дельного самостоятельного объекта исследования. Выявив каче- ственную определенность, возможности составляющих механиз- ма правового поведения, можно и нужно вскрывать когерентные связи и рассматривать характер взаимодействия блоков на уровне структурно организованного целого, имеющего свою собственную качественную определенность, свою обусловленность.

Что касается набора компонентов механизма регуляции пра- вового поведения, их названий, характеристик, и т. д., то о них можно спорить, выдвигать свои предложения, обоснования. Это техническая сторона творчества, которая ждет еще своих исследо- вателей — экспериментаторов.

Есть еще одна методологическая проблема правосознания. Суть ее заключается в том, что правосознание находится как бы на стыке теории и социологии права. И эта пограничность имеет свои дос- тоинства и свои недостатки. С одной стороны, проблема право- сознания находится под пристальным вниманием исследователей и теории права, и социологии права. С другой стороны, это чре- вато если не построением очередной «Вавилонское башни», то терминологическим засорением, перенесением в исследуемую си- туацию чуждых ей понятий, что ведет не к открытию истины, а скорее к ее сокрытию, тем более, что проблемное поле правосоз- нания неоднородно. Оно представлено обыденным, профессио- нальным и научным уровнями. И каждый уровень имеет свою спе-


цифику, свою качественную определенность свои проблемы, вклю- чая правовое воспитание граждан, систему юридического образо- вания профессионалов, подготовку научных кадров.

Логическим завершением заявленной темы о сознании и его эволюции является проблема духовной жизни общества.

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех видов духовного освоения мира, способ общественной жиз- недеятельности, обеспечивающий производство духовных ценно- стей и удовлетворение духовных потребностей людей.

Социальная значимость духовной жизни столь весома, что оте- чественный философ С. Л. Франк имел все основание заметить, что

«общественная жизнь, как жизнь человеческая, есть по своему су- ществу… жизнь духовная». Духовная жизнь есть не что иное как система обеспечения человечного общества и общественного че- ловека. Этот процесс имеет свои проблемы на уровне духовных потребностей, духовной деятельности, духовного потребления. Речь об этих проблемах пойдет в главах учебника, посвященных практической философии.