Адекватность — соответствие образа объекту.
Априори — знание, предшествующее опыту, но применимое к опыту.
Вера (в гносеологии) — позиция, признающая суждения, истин- ность которых не доказана, но кажется очевидной.
Возможность и действительность — философские категории, ха- рактеризующие две ступени становления и развития объекта, где действительность представлена реальностью бытия, а возможность таит в себе эту реальность.
Гносеология — учение о познании явлений, процессов бытия в мире.
Знание — результат процесса познания, отражающий действи- тельность в форме факта, представления, понятия, суждения, гипо- тезы, концепции, теории.
Единичное (отдельное) — философская категория, выражающая
относительную обособленность, отграниченность объекта иссле- дования на основе его уникальной качественной и количественной определенности.
Интерес — форма выражения потребности.
Истина — адекватное отражение объекта познающим субъек- том; процесс движения знания от приблизительного к полному.
Категории — предельно общие понятия, отражающие наибо- лее существенные закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.
Логическое — отражение действительности в абстрактной, но теоретически последовательной форме.
Метод — путь исследования с ориентиром на истину. Медитация — особая форма духовной сосредоточенности и изо-
ляции человека от внешнего мира.
Необходимость и случайность — философские категории, вы- ражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Необ- ходимость обусловлена внутренней причиной, а случайность — внешней причиной.
Общее (всеобщее) — философская категория, выражающая за- кономерную взаимосвязь единичного в составе целого.
Оккультное познание — претензия на познание «аномальных»
сил космоса, человека.
Паранормальное познание — претензия на возможность полу- чения информации о явлениях, необъяснимых в данное время сред- ствами науки.
Парадигма — совокупность принципов, обеспечивающих по- становку и решение проблемных ситуаций текущего момента.
Понятие — образ реальности, ее замещающий.
Потребности человека — внутренний побудитель активности человека, условие его жизнедеятельности.
Принцип — основополагающее положение, обеспечивающее ус- пешное решение поставленной задачи.
Причина и следствие — философские категории, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает следствие.
Система — философская категория, выражающая особое един- ство структурно организованных элементов, взаимодействующих на основе их взаимосвязи.
Сущность и явление — философские категории, характеризую- щие определенность бытия в мире и возможность его познания. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта, его субстанция. Явление — выражение объекта через внешние формы его осуществления.
Элементы и структура — философские категории, отражающие единство исследуемого объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определен- ные отношения, а структура — это определенный способ связи эле- ментов в единую систему.
Эпистемология — теория научного знания, в отличие от гносе-
ологии как общей теории познания.
Назначение XIII главы учебника состоит в том, чтобы рас- смотреть общие вопросы гносеологии и методологии (теории познания и способа познания); уяснить специфику гносеологи- ческого отношения в системе «субъект — объект познания»; познакомиться с уровнями познания и способом проверки зна- ния; исследовать цель познания; рассмотреть принципы гносе- ологии и зарекомендовавшие себя методы эпистемологии; рас- смотреть категории как ступени познания и объяснения бы- тия в мире.
Рассмотрев природу сознания и определив его возможнос- ти, можно осуществить следующий шаг в освоении теорети- ческой философии,— рассмотреть механизм познания бытия в мире. Эту задачу можно решить, осваивая единство и взаи- мосвязь гносеологии и методологии.
Если гносеология выявляет предпосылки познания, определя- ет его границы, исследует степень его достоверности, то ме- тодология выступает в качестве системы исходных принци- пов, а также наиболее общих методов организации и осуще- ствления познавательной деятельности.
Что касается категорий, то они выступают в качестве ин- струмента познания и объяснения бытия в мире.